Сакья

Традиция Сакья является одной из четырех основных религиозных традиций, существовавших в Тибете. Она сыграла значительную роль в развитии и распространении новых Тантр, которые были привнесены в Тибет в 11 веке. В течение 13-го и 14-го веков, держатели традиции Сакья были также основными политическими лидерами и правителями Тибета. Хотя политическое влияние школы Сакья постепенно уменьшилось в течение последующих столетий, ее уникальные религиозные традиции продолжали расти и укрепляться.

Вследствие этого традиция Сакья окрепла и расцвела, и в ней появилось множество великих и выдающихся практикующих, святых и ученых. Истоки традиции Сакья неразрывно связаны с наследственной линией преемственности семьи Кхон: семьи, которая сама произошла от богов. Начиная с Кхон Кончога Гьялпо (1034-1102), основателя традиции Сакья, линия преемственности остается непрерывной по сей день.

Пять Патриархов Традиции Сакья

Пятью основателями традиции Сакья были:

  • прославленный Сачен Кунга Нингпо (1092-1158)
  • Лопен Сонам Цемо (1142-1182)
  • Джецун Драгпа Гьялцен (1147-1216)
  • Сакья Пандита Кунга Гьялцен (1182-1251)
  • Дрогон Чогьял Пхагпа (1235-1280)

Вместе их называют Пятью Патриархами традиции Сакья.

Шесть украшений Тибета

Наряду с Пятью Патриархами, также в традиции Сакья были знаменитые духовные учителя, известные как Шесть украшений Тибета. Это были:

Яктон Сенге Пхел и Ронгтон Шеджа Кунриг, которые были известны, благодаря своим глубоким знаниям Сутр;

Нгорчен Кунга Зангпо и Зонгпа Кунга Намгьял, которые в совершенстве изучили Тантры;

Горампа Сонам Сенге и Шакья Чогден, которые в совершенстве знали и Сутры, и Тантры. Именно Горампа Сонам Сенге впервые ввел обязательное изучение логики при обучении в традиции Сакья.

Ответвления традиции Сакья

Также как и в других традициях Тибетского Буддизма, в рамках традиции Сакья постепенно появилось некоторое количество ответвлений. Линия учений в рамках традиции Сакья, основанная Нгорченом Кунгой Зангпо (1382-1457) и последующими учителями этого направления, а именно Кончоком Лхундрупом, Тарце Намха Палсангом и Друбхангом Палден Дхондупом, стала известна как линия Нгор. Линия Царчена Лосела Гьяцо (1502-1556), известная как устная линия Цар, включала в себя тайные учения основного или второстепенного Махакалы, Ваджрайогини, Дзамбалы и других, стала известна как традиция Цар. Также возникла еще одна важная традиция, основанная Дзонгпой Кунга Намгьялом (1432-1496). Чтобы проиллюстрировать это, можно представить, что традиция Сакья божественной линии Кхон представляет собой как бы ствол дерева, из которого в разных направлениях растут ветви школ Нгорпа и Царпа, которые фактически остаются соединенными в своем первоисточнике.

Основное учение и практика, которая является сущностью традиции Сакья называется Ламдре (Лам/брас) или «Путь и Его Результат». В целом, философской точкой зрения, на которой основывается учение Путь и Его Результат, является нераздельность Самсары и Нирваны. Согласно этому воззрению, человек не может достичь ни Нирваны, ни мирского существования, поскольку ум является корнем и Самсары, и Нирваны. Когда ум омрачен, он принимает форму Самсары, а когда ум свободен от омрачений, он принимает форму Нирваны. Для постижения абсолютной реальности, человек должен стараться реализовать эту фундаментальную нераздельность с помощью медитации.

Эта практика приводит практикующего к достижению состояния Хеваджры, одного из основных божеств традиции Сакья. Глубокое учение Лам Дре берет свое начало от индийских учителей: Вирупы, Авадхути, Гаядхары и Шакьямитры и оно было впервые принесено в Тибет Дрогми Лоцавой, который также перевел его на тибетский язык. Хотя во времена Мучена Семпа Кончок Гьялцена, ученика Нгорчена Кунги Зангпо (1382-1457), у передачи учения Путь и Его Результат появилось два ответвления: Объяснение для отдельных учеников и Объяснение для собраний, начиная с того времени, как учение Лам Дре впервые было принесено в Тибет, оно передавалось по непрерывной линии учителей по сей день до Его Святейшества 41-го Сакья Тризина, современного держателя традиции Сакья.

Правление традиции Сакья в Тибете: с 13-го до конца 14 века

Политическое влияние и власть представителей традиции Сакья в Тибете началось в начале 13 века. В1240 г. внук Ченгиз Хана по имени принц Годан приказал войскам вторгнуться в Тибет. Во время этого похода он также искал исключительного буддийского учителя. Его полководцы сообщили ему, что в Тибете есть три прославленных Ламы. Лама из монастыря Дрикунг обладал наибольшим благосостоянием; Лама из монастыря Таклунг был самым общительным; а Лама из монастыря Сакья был самым религиозным. Принц Годан тогда отправил письмо и подношения Сакья Ламе, Кунге Гьялцену, с просьбой явиться ко двору.

Кунга Гьялцен (1182-1251), известный также как Сакья Пандита по причине своего знания санскрита, принял приглашение. Он отбыл из Сакья в 1244 г. в район Коконор, где принц Годан раскинул свой лагерь. Сакья Пандита взял с собой в путешествие двух своих племянников: десятилетнего Пхагпу Лодро Гьялцена и шестилетнего Дрогона Чакна. Монгольские представители принца Годана сопровождали группу. По пути в Коконор, Сакья Пандита даровал множество учений и путешествие заняло долгое время, поэтому он отправил своих племянников вперед. К тому времени, как он прибыл в лагерь Годана в 1247 г., два юных тибетца завоевали сердца монголов. Согласно тибетским летописям, Сакья Пандита встретился с принцем Годаном в городе Лан-чоу, столице Кансу.

Сакья Пандита даровал принцу Годану учения Будды и даже отговорил его от утопления огромного количества китайцев в реках. Это делалось для уменьшения населения, поскольку большое народонаселение Китая всегда было угрозой правлению принца Годана, монгола по национальности. Практика утопления китайцев была прекращена, когда Сакья Пандита убедил Годана, что это противоречило буддийскому учению. Сакья Пандита оставался при дворе Годана несколько лет, в течение которых он даровал множество религиозных наставлений принцу и его двору. В ответ принц Годан одарил Сакья Пандиту тринадцатью округами в центральном Тибете в благодарность и для подношения за учения, которые он получил. Для тибетцев он передал книгу, которую он написал. Она называлась Тхуб-пе Гон-сал, что означает Намерение Будды. Зная, что ему недолго осталось жить, он оставил эту книгу в качестве своего наследия этой стране.

Сакья Пандита ушел из жизни в 1251 г., в возрасте семидесяти лет. Принц Годан умер спустя короткое время и его преемником стал принц Кублай, который был также известен тибетцам под именем Сечен. В 1253 г., Кублай пригласил девятнадцатилетнего Чогьяла Пхагпу ко двору и был весьма впечатлен знаниями юного монаха, которые тот обнаружил во время своих мудрых ответов на большое количество трудных вопросов. Кублай также попросил даровать ему религиозные наставления, но юный Сакья Лама ответил ему, что прежде чем он сможет получить такие учения, Кублай должен будет сделать простирания перед Пхагпой как перед своим религиозным учителем каждый раз при их встрече и сажать его перед или над собой каждый раз, когда они будут путешествовать или сидеть вместе. Кублай ответил, что он не сможет сделать этого на людях, поскольку тогда это будет означать потерю авторитета, что в свою очередь ослабит его власть. Некоторые источники свидетельствуют, что Кублай согласился сидеть ниже своего Ламы во время получения учений и на одном уровне при обсуждении правительственных вопросов.

Согласно традиции, Пхагпа даровал посвящения и учения Кублаю и двадцати пяти его министрам три раза. За первое учение он получил духовную и политическую власть над тремя округами в центральном Тибете. После второго учения, ему была дарована реликвия Будды и верховная власть над тремя регионами Тибета (чол-ска-сум). Когда Кублай стал ханом в1260 г., Пхагпе был дарован титул Тишри, что означает «Наставник Императора» после третьего курса посвящений и учений. В тот же год, Пхагпу попросили провести и возглавить церемонию возведения на трон нового хана. Как говорили, отношения Ламы и покровителя между монгольским ханом и тибетским Ламой были как «солнце и луна в небесах».

В 1265 г. Пхагпа впервые вернулся в Тибет. В Сакья его ожидал радостный прием и чествование со стороны тибетских представителей власти, которые прибыли, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Чогьял Пхагпа ввел централизованную систему управления в Тибете. Чиновник по имени Пончен, ответственный за управление его офисом в Сакья, фактически вел дела. Под его руководством было тринадцать Трипонов, которые напрямую управляли своими округами. Полное имя Пончена, назначенного на эту должность самим Пхагпой, было Пончен Шакья Сангпо. Таким образом, Чогьял Пхагпа объединил Тибет под руководством одного правительства и модернизировал управление.

По приглашению Кублай Хана, в1268 г. Чогьял Пхагпа вернулся ко двору хана в Монголию. Он подарил хану новый шрифт, который он изобрел для монгольского языка. Кублай был доволен и новая система письменности, которая стала известной под название «Шрифт Пхагпы», начала использоваться официально. Хан вновь высказал уважение Пхагпе, даровав ему титулы «Принца Индийских Божеств», «Чудесного Божественного Повелителя под Небесами и над Землей», «Создателя Шрифта», «Посланника Мира во всем Мире» и «Господина Пяти Высших Наук». Пхагпа ушел из жизни в монастыре Сакья в1280 г.

В год смерти Пхагпы, Кублай хан наконец-то завоевал весь Китай и был возведен на трон в качестве императора Китая. Дхармапала, сын Дрогона Чакны, был назначен на должность «Тишри» в1282 г. В1287 г., он отправился в Тибет, но умер в ходе долгого путешествия. В1295 г. великий Кублай хан тоже умер. Со времен Сакья Пандиты и позже, фактическое управление Тибетом осуществляли тибетцы. Отношения между монгольскими правителями и тибетскими Ламами нельзя оценивать с точки зрения западной политики.

Понять отношение хана можно видя, как далеко он зашел, чтобы порадовать Чогьяла Пхагпу, которого хан ценил и поддерживал, и как своего духовного наставника, и как высшего правителя Тибета. Между тибетцами и монголами были созданы уникальные отношения Ламы и покровителя, основанные на взаимном сотрудничестве и уважении.

После смерти Кублай хана в1295 г., власть монголов пошла на убыль в Китае. В1305 г. Дагни Зангпо Пал был возведен на трон Сакья и правил тринадцать лет. Политическая система, введенная во времена правления Чогьяла Пханпы, продолжала функционировать с фактической властью у Пончена и Трипонов. Во времена управления делами Понченом Гава Зангпо и руководства страной Сонамом Гьялценом, политическая власть традиции Сакья пошла на спад в Тибете. Большинство последующих Лам Сакья концентрировались больше на выполнении своих религиозных обязанностей и оставляли политическое управление целиком Понченам.