ИСТОКИ БОН
Считается, что Бон появился на земле Олмо Лунгринг, которая являлась частью государства Тациг. Название Олмо Лунгринг дословно означает следующее: «ол» — нерожденный, «мо» — непоколебимый, «лунг» — слова учения основателя Бон Тонпа Шенраба, и «ринг» — его бесконечное сострадание. Считается, что земля Олмо Лунгринг занимает 1/3 от существующего мира и простирается к западу от Тибета. Эта земля описывается как имеющая форму восьмилепесткового лотоса и похожа на колесо с восемью спицами. В центре расположена гора Юндрун Гуцег, Пирамида девяти свастик. Свастика — это древний символ вечности и нерушимости. Девять свастик, расположенных одна на другой, символизируют Девять путей Бон. В предгорьях Юндрун Гуцег берут свое начало четыре реки, расположенные по четырем сторонам света. Гора окружена храмами, городами и парками.
На юге расположен дворец Барпо Согье, где был рожден Тонпа Шенраб. На западе и севере находятся дворцы, где жили его жены и дети. На востоке стоит храм Шампо Лхатце. Весь комплекс строений с горой Юндрун Гуцег в центре составляют внутренний регион земли Олмо Лунгринг. Срединный регион состоит из двенадцати городов, четыре из которых стоят по сторонам света. Третий регион является внешним. Эти три региона окружены океаном и цепью гор. Считается, что попасть в землю Олмо Лунгринг можно «с помощью стрелы»: чтобы переместиться из Олмо Лунгринг в Тибет, Тонпа Шенраб выстрелил из лука, создав проход среди гор.
Многие считают, что гора Юндрунг Гуцег — это гора Кайлаш и четыре реки подле нее, соответственно на востоке располагается Китай, на юге — Индия, на западе — Уддияна, на севере — Кхотан. Другие считают, что описание Олмо Лунгринг напоминает Средний Восток и Персию во времена Кира II Великого. Для последователей традиции Бон фактическое расположение Олмо Лунгринг менее важно, чем смысл, скрытый в символическом описании этой земли. Описание намекает на то, что истоки традиции Бон за пределами материального мира.
Символическая география — известный прием в древних писаниях, например, описание Вселенной в буддийской традиции, где центром является гора Меру, поддерживающая небосвод, вокруг нее — четыре континента, расположенные по четырем сторонам света, среди которых южный континент является нашим, человеческим.
ОСНОВАТЕЛЬ ТРАДИЦИИ И ЕГО УЧЕНИЕ
Основателем традиции Бон считается Шенраб Мивоче. Его появление описывается следующим образом: много эпох назад жили три брата — Дагпа, Салба и Шепа, которые обучались Бон у мудреца Бумтри Логи Гесана в небесном мире под названием Шридпа Йесанг. Когда их обучение было окончено, они отправились к божеству сострадания Шенлха Окару и спросили, как они могли бы помочь страдающим существам. Он посоветовал им стать духовными учителями для человечества, и пусть каждый из братьев пришел бы в свою эпоху. Таким образом, старший из братьев, Дагпа, приходил в минувшую эпоху. Второй брат Салба взял имя Шенраб и стал наставником в нашу эпоху. Самый юный из братьев, Шепа, придет в будущем.
Тонпа Шенраб Мивоче родился во дворце Барпо Согье, к югу от горы Юндрунг Гуцег. Он был принцем по рождению, рано женился и завел детей. В возрасте 31 года он оставил мирскую жизнь и отправился распространять свое учение. На протяжении всей его жизни демон Кхьябпа Лагринг чинил ему препятствия до тех пор, пока не был подчинен и не стал учеником Тонпа Шенраба. Однажды, когда Тонпа Шенраб преследовал демона, укравшего его лошадей, он случайно попал в Тибет. Он передал людям инструкции по исполнению некоторых ритуалов, но в целом посчитал, что эта страна пока не готова принять более серьезные учения. Перед тем как навсегда покинуть Тибет, Тонпа Шенраб предсказал, что его учение распространится позже, когда придет время. Тонпа Шенраб оставил тело в возрасте 82 лет.