Воззрение Жентонг

Благородный Будда совершил три поворота колеса учения в соответствии со способностями живых существ. Так, первый поворот колеса Дхармы был предназначен для людей со средними способностями, второй поворот — для людей с высокими способностями, а третий — для бодхисаттв, существ с самыми высокими способностями. Многие постулаты третьего поворота были за пределами понимания многих людей. Наставления всех трех поворотов легли в основу четырех философских школ, где в каждой последующей воззрение дается глубже, чем в предыдущей: Вайбхашика, Саутрантика, Читтаматра и Мадхьямака. Последняя считается высшей из школ, школой срединного пути.

В дальнейшем индийские мастера древности по-разному стали трактовать воззрение Мадхьямаки. Одни придерживались того, что Будда изложил конечное воззрение во время второго поворота колеса Дхармы, в котором он утверждал, что все явления пусты от самобытия. Среди таких мастеров особо выделяли Нагарджуну, Буддапалиту, Чандракирти. Основным текстом для изучения этого воззрения является «Мадхьямака-аватара», написанная Чандракирти. В Тибете это воззрение стали называть рантонг (в переводе «пустота собой»), а его последователей — рантонгпа.

Другие мастера придерживались подхода, что окончательное учение о пустоте Будда дал во время третьего поворота колеса Дхармы, в котором были даны наставления о природе ума, о ясном свете. К таким мастерам относились Майтрея, Асанга, Васубандху, а также Нагарджуна и другие. Основными текстами являются «Пять трактатов Майтреи», «Уттаратантра-шастра» и др. Также большое внимание уделяется десяти сутрам Будды, имеющим окончательный смысл, то есть не требующих дополнительного толкования. В Тибете это воззрение стали называть жентонг (в переводе «пустота другим» или «пустота от другого»), а его последователей — жентонгпа.

Также в Тибете высокие мастера прошлого из разных школ стали называть рантонг общей Мадхьямакой, а жентонг — Великой Мадхьямакой. Воззрение рантонг получило название общей Мадхьямаки, так как пустота объясняется на более грубом уровне, на уровне суждений нашего загрязненного ума. С позиции формально-логических выводов положения этой системы действительно кажутся безупречными и их достаточно легко отстаивать в диспутах. Однако воззрение жентонг идет дальше метода суждений ума и формальной логики и больше полагается на медитацию и опыт йогинов по переживанию пустоты. Поэтому пустота от другого считается более глубоким воззрением, отсюда и название «Великая Мадхьямака».

Основное отличие этих воззрений заключается в описании относительной и абсолютной реальности. Если касательно относительной истины оба воззрения весьма схожи, то взгляд на абсолютную истину сильно отличается. Так в рантонге объясняется, что природа всех феноменов (и относительных, и абсолютных) пуста и ни одно явление не обладает самостью. В воззрении жентонг утверждается, что во время глубокой медитации на пустоту йогин постигает не только пустоту явлений, но и распознает качества своей будда-природы, переживает ясный свет ума. Жентонгпа утверждают, что между тем, как пусты взаимозависимые явления относительного уровня, и тем, как пусты явления абсолютного уровня, существует большая разница. Так, первые действительно пусты от себя, но вторые пусты от другого. Однако для правильного понимания пустоты от другого необходимо сначала понять пустоту от себя.

Давайте более подробно остановимся на воззрении Великой Мадхьямаки. Сутью воззрения является то, что наша будда-природа не пуста собой, но пуста от иного, то есть от относительного уровня. Более того, считается, что основа, которой мы сейчас обладаем, и плод, который мы достигнем, идентичны, и это и есть Дхармакая (тело истины будды). Однако для того чтобы проявить Дхармакаю, бодхисаттва проходит путь, состоящий из десяти бхуми и ведущий от основы к плоду. Получается, что та же самая основа, будда-природа, в данный момент покрыта завесами омрачений и познаваемого, но, будучи очищенной от завес, становится плодом — совершенным состоянием будды. То есть это подобно золоту, покрытому грязью, и тому же самому золоту, отмытому от грязи. Суть у них одна. Считается, что все без исключения живые существа обладают этой будда-природой (Татхагатагарбхой), и у нее есть шесть качеств:

  • внутренняя. Ни что внешнее не способно ее изменить;
  • чистая. Она полностью свободна от загрязнений;
  • подлинная. Она является объектом постижения йогинов во время их глубинного погружения в природу явлений;
  • добродетельная;
  • богата благими качествами. Здесь мы имеем в виду такие качества, как мудрость, великое сострадание, любовь и т.д.
  • обладает совершенным результатом. Плод, который вы получите, достигнув просветления, уже во всей полноте содержится в будда-природе.

Так, бодхисаттвы на каждом из бхуми начинают все больше и больше воспринимать эти качества Татхагатагарбхи. Продвигаясь по пути, они избавляются от мыслей, от обыденного субъектно-объектного восприятия и начинают непосредственно распознавать присущие им качества. Во время определенных медитаций такие йогины переживают особые видения, которые являются не просто мыслями, концепциями ума или результатом кармы, а на самом деле есть проявления будда-природы. То есть это не некий объект, который воспринимает йогин, это сияние его собственной будда-природы. Получается, что ваша собственная мудрость воспринимает свои же качества, поэтому в жентонге используется термин самоосознающий ум или самоосознавание. Такое переживание свободно от крайностей дуалистического, обыденного восприятия.

Самоосознавание не признают последователи рантонга. Их единственный аргумент заключается в том, что ум не может познать себя, также как нож не может порезать сам себя или глаз не может увидеть сам себя. Однако это утверждение лишено логического обоснования, так как для его достоверности последователям рантонга необходимо сначала доказать, что нож является по своим функциям, качествам и природе абсолютно аналогичным уму. Но это конечно же не так.

Еще одним важным моментом воззрения Великой Мадхьямаки является учение о трех абсолютных прибежищах:

  • чистота ума — абсолютная сангха;
  • пустота ума — абсолютная дхарма;
  • союз ясности и пустоты ума — это абсолютный будда.

Что же касается отличий между относительным и абсолютным уровнями, то можно сказать, что все наше обыденное восприятие, все грубые уровни сознания, мысли и концепции — это относительный уровень, абсолютный уровень — восприятие недвойственной мудрости. То есть существует разница между относительным и абсолютным, между грубым умом и мудростью, между алая-виджняной и алая-джняной. Наш ум на абсолютном уровне не существует, на абсолютном уровне существует мудрость. Можно сказать, что относительный уровень индивидуален у каждого живого существа в силу его кармических отпечатков, то есть мы по-разному воспринимаем даже одни и те же объекты, а что касается абсолютного уровня, то он един для всех пробужденных.

Воззрение жентонг помимо традиции Джонанг широко представлено в школах Кагью и Ньингма. В традиции Кагью выделяют Третьего Кармапу, Ранджунга Дордже, а в Ньингма — Лончена Рабджампу, которые внесли очень большой вклад в распространение и развитие этого воззрения. Основными отличиями жентонга, представленного в этих школах, являются методы постижения и линия преемственности. В Кагью воззрение постигали через тантру Ваджрайогини и махамудру, в традиции Ньингма — через Дзогчен.

Термины также отличаются, но имеют один смысл. Например, в Джонанге и Ньингма есть очень схожие понятия. В Дзогчене (в переводе означает «великое совершенство») есть термин ригпа (изначальное недвойственное знание). Выделяют два его вида:

  • абсолютное ригпа (абсолютный уровень);
  • обычное ригпа (относительный уровень).

Это очень схоже с соответствующими терминами алая-джняна и алая-виджняна в жентонге, о которых мы говорили ранее.

И Лончен Рабджампа, и Ранджунг Дордже написали очень глубокие комментарии по воззрению, при этом они опирались на тексты Майтреи-Асанги, в особенности на «Уттара-тантра-шастру». А всеведущий Долпопа Шераб Гьялцен из традиции Джонанг дал невероятно детальный комментарий на все десять сутр окончательного смысла Будды. Настолько подробный комментарий другие мастера не давали. Долпопа обладал таким уровнем реализации, что мог спонтанно объяснить самый глубокий смысл. Причем Долпопа постиг воззрение не просто прочитав что-то в книгах, а раскрыв его за счет практики шести йог Калачакры.

Калачакра-тантра — самая открытая тантра. В ней даются детальные наставления по трем разделам: внешний, внутренний, иной. На философском уровне учения Калачакры, которые представлены в разных традициях, очень схожи. Также общей является и практика стадии зарождения (кьерим), но что касается практики стадии завершения (дзогрим), то такой метод, как шесть йог Калачакры, есть только в традиции Джонанг. Последователи традиции Джонанг по-прежнему являются единственными держателями стадии завершения Калачакра-тантры, что неоднократно подчеркивал и Его Святейшество Далай-лама XIV.

Вообще считается, что Будда дал три великих системы учения, которые едины по сути, и позже в Тибете они обрели широкое распространение. Системы следующие: Великая Мадхьямака (Жентонг), Великая Печать (Махамудра) и Великое Совершенство (Дзогчен). Первая получила развитие в школе Джонанг, вторая — в Кагью, третья — в Ньингма.

Давайте поговорим о воззрении обычной Мадхьямаки. В рантонге утверждается, что относительный и абсолютный уровень одинаково пусты. Все феномены пусты от себя, пусты по своей природе, так как они являются всего лишь ярлыками, наименованиями, которые дает наш ум. Тем самым рантонгпа утверждают, что их воззрение свободно от крайности этернализма, а в силу того, что пустота этих явлений существует, они уходят от крайности нигилизма. Последователи общей Мадхьямаки на самом деле не делают никаких собственных утверждений о природе реальности, но с помощью логических доводов показывают несостоятельность утверждений, сделанных другими философскими школами.

Внутри этого воззрения существует деление на школу старого и нового рантонга. Некоторые мастера традиции Сакья и Ньингма являются приверженцами старого рантонга, а мастера традиции Гелуг — нового. Между старой и новой традициями на протяжении многих веков ведутся диспуты.

Когда последователи нового рантонга исследуют воззрение старого рантонга, то они находят ее ошибочной, очень близкой к воззрению китайского мыслителя Хэшана. В свою очередь последователи старого рантонга также упрекают последователей нового рантонга в том, что их подход не является срединным путем, потому что они излишне впадают в крайность нигилизма: то, что все феномены не существуют и являются всего лишь наименованиями, является верным, но утверждая, что и наименования не существуют, они впадают в крайность полного отрицания. Более того, они приводили довод, что метод анализа нового рантонга не является самым глубинным и такой метод отрицания не позволяет полностью избавиться от корня омрачений. Подобные диспуты между последователями школ и подшкол философской мысли ведутся до сих пор.

Воззрение жентонг очень тяжело понять лишь на уровне философии. Для его понимания необходимы определенные медитации и тантрические методы. Только объединив понимание сутры и практику тантры, используя метод и мудрость, можно понять суть пустоты от другого.