Таши Гьялцен Ринпоче (р. 1966)

Тулку Наванг Дечен Тенпа Рабгье Таши Гьялцен Пал Зангпо родился в бедной семье, в месте кочевников под названием Чорунг Дева, в тибетской провинции Голок, в год Огненной Лошади по тибетскому календарю, что соответствует 1966 году по западному календарю. Его рождение сопровождалось многочисленными благими знаками.

Семья Таши Гьялцена Ринпоче (Чоктула Ринчопе) была невероятно бедна и ежедневно сталкивалась со множеством трудностей, поэтому он с детства развил искреннее устремление избавить всех существ от крайних видов страданий. В возрасте одиннадцати лет, когда он ходил в школу, у него не было приличной одежды — была лишь пара дырявой обуви.

Во время школьных каникул Ринпоче помогал своей матери собирать для продажи рога и кости животных. Однако, несмотря на невероятную бедность, его мама часто отдавала половину еды бродячим собакам. Среди этих собак был щенок по кличке Леве. Леве всегда помогал Ринпоче собирать кости и рога.

Сейчас и сам Чоктул Ринпоче помогает бедным и нуждающимся. «Я сам из очень бедной семьи и не понаслышке знаю, что значит быть бедным. Но мой щенок Леве научил меня тому, что все живые существа без исключения умеют грустить и радоваться, а также различают добро и зло», — говорит Ринпоче. Его друзья и одноклассники тоже были крайне бедны, и Ринпоче помогал им так, как мог.

Однажды во время обеденной перемены, пока все отдыхали, Ринпоче и его друг Калсанг вышли погулять и увидели главу тракторного отряда, стреляющего в бродячую собаку. Чоктул Ринпоче почувствовал глубочайшее сострадание к собаке, вернулся в школу и позвал на помощь своих одноклассников, но они не успели: собаку поймали и заживо содрали с нее кожу. Собака все еще пыталась уползти, но через семь-восемь шагов задрожала и упала замертво. С тех пор Чоктул Ринпоче от всего сердца молился, чтобы все без исключения существа — богатые и бедные, озлобленные и добрые, сильные и слабые, а также невинные животные — избавились от страданий.

Семья Ринпоче всегда была независимой, дружелюбной и счастливой, несмотря на недостаток еды и одежды. Однажды, пока Ринпоче еще учился в школе, ему приснился длиннобородый Лама в белых одеяниях, который сказал: «Тебе нет смысла оставаться здесь — отправляйся в монастырь». Ринпоче проснулся с такой сильной мотивацией, что немедленно забрал документы из школы — ничто не могло его остановить. В то время он учился в средних классах.

Когда Ринпоче немного подрос, великий владыка практики Видьядхара Ра Тер Ринпоче и другие высокие Учителя признали его безошибочным проявлением Тела великого мастера, который осознанно продолжает перерождаться на благо Дхармы и всех живых существ. Спустя некоторое время он прославился тем, что был признан перерождением Джецуна Таранатхи.

В 1983 году Чоктул Ринпоче присоединился к монастырю Джонанг Лунгкья Пал Нгедон Мигьюр Дечен Линг в Голоке, в регионе Домей, и обучался у Кьябдже Наванга Пема Намгьял Пал Зангпо. Он старательно практиковал и достиг реализации четырех ваджрных стадий Зарождения и шести йог славной Калачакры, включая полную линию благословения. Кроме того, Ринпоче получил от этого великого учителя все основные учения школы Джонанг, а также учения Сутры, Тантры и прочие тексты великих мастеров других школ. Он овладел всеми разделами буддийского Учения, сострадательно исполнив благопожелания своих многочисленных учеников.

Наставник Ринпоче, Ваджрачарья Наванг Пема Намгьял Пал Зангпо, основываясь на множестве благих знаков, распознал в нем перерождение Джецуна Таранатхи. Другой Ваджрачарья, Дже Кончок Тукдже Пал Зангпо из монастыря Нгаюл Сегон Туптен Чокле Намгьял Линг, также признал Ринпоче тулку и даже выдал ему письмо, описывающее три метода проверки перерожденца и заверенное печатью из киновари. Это письмо, свидетельствующее о распознавании высшей эманацией Кунга Таши Гьялцена, который вновь обрел рождение в качестве Владыки Дхармы и проводника живых существ как реинкарнация Таранатхи, величайшего Мастера традиции Джонанг.

С самого детства Ринпоче обладал любовью, состраданием и другими качествами просветленных существ. Вдохновленный подходом превознесения других над самим собой, Ринпоче проявлял сострадание даже к мельчайшим насекомым, относясь к ним как мать к своему единственному ребенку. Он выкупил и отпустил на волю бесчисленное количество животных, а также исцелил множество бедняков и больных через силу благословения. Ринпоче, как истинный Бодхисаттва, совершил множество деяний, но я предпочту умолчать о них, считая их тайными.

В возрасте двадцати пяти лет Ринпоче совершил паломничество в благородную землю Индии, по святым местам Будды, и усердно молился за процветание Дхармы и за счастье всех живых существ. Когда пришло время помочь другим существам, Ринпоче начал посещать Америку, Тайвань, Сингапур, Малайзию, Италию и прочие страны и открывать Дхарма-центры с целью распространения чистого Учение Будды, в особенности традиции Окончательного Смысла — истинного источника блага и счастья.

Благодаря тому, что Ринпоче отточил парамиту даяния в предыдущих жизнях, в какую бы страну он не приехал, удачливые ученики тотчас же собирались вокруг Него, как гусята вокруг гусыни в лотосовом озере, и совершали бесконечное количество подношений, подобное цепочкам облаков в летнем небе. Эти подношения Он использовал исключительно на благо Трем Драгоценностям, а также помогал бедным и больным, ничего не тратя на себя. Чоктул Ринпоче всегда жил как простой монах: никогда не носил дорогой одежды и не имел дорогих вещей.

Зимой 1995 года, когда Ринпоче ждал поезд на вокзале в городе Сининг, чтобы вернуться домой, в Голок, он увидел старого нищего китайца. Он спал под платформой, завернувшись в потрепанное пальто, его конечности отмерзли и посинели, а ноги были худые, как палец. Ринпоче вместе с монахами тут же отвез его в госпиталь и оплатил все расходы на операцию и лечение — более десяти тысяч юаней. С тех пор Ринпоче высказывал желание в будущем построить госпиталь, бесплатный для нищих и обездоленных.

Однажды в приемном покое больницы в Голоке Ринпоче увидел беременную женщину, у которой уже начались роды. Сотрудники больницы сказали, что не могут помочь ей, так как она не оплатила их услуги. Женщина рыдала от боли, в то время как ее муж слонялся вокруг и причитал. Как только Чоктул Ринпоче увидел их, он пошел к главному врачу и потребовал впустить их, но ему отказали, ссылаясь на устав госпиталя. Ринпоче и сопровождающий его монах Гева заплатили две тысячи триста юаней, и женщину перевели в родильную палату. На следующий день Ринпоче узнал, что женщина успешно родила, и они с ребенком в отличном состоянии. Ринпоче испытал глубокое удовлетворение от того, что смог сохранить жизни.

В этом же году, согласно наставлениям своего Учителя, Чоктул Ринпоче возвел большую ступу Просветления, храм Майтреи и другие сооружения, олицетворяющие просветленные тело, речь и ум Будды, на благо всех живых существ в монастыре Лунгкья. Также он построил школу для детей-сирот и дом престарелых. В 1997 году школа для детей-сирот стала еще и начальной школой, а в 2003 открылось отделение средней школы. Сейчас там есть и старшая школа. Таким образом, Ринпоче совершил множество благих деяний.

В 1999 году собрание тулку, кхенпо и монашеской общины монастыря Дзамтанг пригласили Чоктула Ринпоче на молитвенный фестиваль традиции Джонанг под названием «Благой месяц страны Снегов» в монастыре Шар Дзамтанг Самдуп Норбуе Линг. Там Кьябдже Наванг Йонтен Зангпо провозгласил Чоктула Ринпоче реинкарнацией Джецуна Таранатхи, как было сделано ранее Навангом Пема Намгьял Пал Зангпо и Кончок Тукдже Пал Зангпо. На величественной церемонии интронизации в присутствии более десяти тысяч монахов Чоктула Ринпоче короновали как Владыку традиции Окончательного Смысла, а Кьябдже Наванг Йонтен Зангпо даровал ему официальное письмо, в котором было сказано: «Тому, кто признан эманацией тела Таранатхи, великому Владыке тайного океана бесчисленных мастеров Индии и Тибета, именуемому Наванг Дечен Тенпа Рабгье Таши Гьялцен Пал Зангпо».

Таким образом, на основании предсказаний, множество святых мастеров признали Чоктула Ринпоче эманацией Тела Таранатхи. Кроме того, приход Чоктула Ринпоче был явственно предсказан в тайной биографии Джецуна Таранатхи. Пророчество гласит: «Существо, известное как тулку, появится в далеком будущем. Он будет не человеком, а благой эманацией Тела. Он принесет великую пользу всем живым существам в дальних краях». Пророчество полностью описывает жизнь Чоктула Ринпоче, так как у него множество учеников в западных странах. Я могу с гордостью сказать, что нет ни малейших причин сомневаться в статусе Чоктула Ринпоче, ибо он, согласно пророчеству из тайной биографии Таранатхи, стал искусным покорителем отдаленных земель.

В 2002 году Чоктул Ринпоче ради мира во всем мире стал инициатором и организатором первого Джонанг Монлам Ченмо (великой молитвенной церемонии традиции Джонанг) в священной Бодхгае (Индия). Ринпоче совершил обширные подношения напротив священного дерева Бодхи общине из более тысячи монахов и монахинь и дал обет всегда спонсировать Джонанг Монлам Ченмо. Благодаря этому благому начинанию Чоктул Ринпоче внес вклад в историю Учения Будды в целом и традиции Джонанг в частности. 

В 2004 году Ринпоче начал строительство большой академии Нариг Нангтен Лоблинг Калсанг Гаве Цел в монастыре Джонанг Лунгкья. Это интернациональная академия, которая помогает сохранять, развивать и распространять несектарные сокровища тибетского буддизма — пять больших трактатов Сутры и четыре больших трактата Тантры. 

В 2006 году в честь того, что академия была успешно достроена, Чоктул Ринпоче установил Международный молитвенный фестиваль традиции Джонанг — Зогден Дренпе Пхо-Нья.

Годом ранее, в 2005 году, Чоктул Ринпоче основал первый монастырь Джонанг в Непале — Нгедон Тактен Шедруп Чокор Линг, неподалеку от знаменитой ступы Боднатх в Катманду. Этот монастырь был создан с целью сохранения и развития тибетского буддизма, а также помощи бедным и больным людям.

В следующем году, согласно пожеланиям Чоктула Ринпоче, более двадцати детей получили монашеские обеты. Учебная программа была создана так, чтобы обучить детей и светским, и буддийским наукам. Эти дети были набраны в монастырь из далеких тибетских деревень, таких как Кармаронг в округе Мугу и Ёлмо в Непале, где условия жизни крайне тяжелые, а многие люди неграмотны. В прошлом это были тибетские племена, но когда Тибет разбился на множество маленьких королевств, эти деревни стали принадлежать Непалу.

В 2007 году вокруг нового монастыря были построены пятиэтажное общежитие для монахов, большой зал собраний, резиденция для Лам и библиотека. Кроме того, были набраны еще двадцать учеников. В этом же году, ради блага тибетцев, китайцев, монголов и других народов и ради накопления заслуг для благого будущего этих народов, новый монастырь Нгедон Тактен Шедруп Дечен Линг был построен в Гормо, в тибетском регионе Домей, с большим залом, монашескими общежитиями и библиотекой. Там монахи получают традиционное буддийское образование, выполняют ритуалы и регулярные церемонии согласно уставу монастыря Лунгкья.

Позже в непальский монастырь Джонанг были также набраны ученики из селения Монпа, Индия, и из деревень Долпо, Джумла, Таманг и Шерпа в Непале. В частности, в 2013 году Чоктул Ринпоче в связи с расширением непальского монастыря перенес его из Боднатха в святое место Парпинг.

Сейчас там более ста семидесяти монахов, которые изучают иностранные языки, тибетскую грамматику и орфографию, поэзию, астрологию, черчение и рисование мандал, лепка и окрашивание торма, ритуалы и молитвы, а также игру на музыкальных инструментах согласно уставу основного монастыря Лунгкья в Голоке. Старшие монахи сейчас изучают Праджняпарамиту — один из пяти основных буддийских трактатов.

В будущем количество монахов будет увеличено, также в планах расширение учебной программы за счет пяти основных трактатов Сутры и четырех основных трактатов Тантры и возведение медитационного центра для практики шестичастной йоги Джонанг Калачакры — ради распространения буддизма по всему свету и в особенности нашей традиции Окончательного Смысла.

В перерывах между работой Чоктул Ринпоче успел написать книгу о буддизме для начинающих под названием «Поток нектара альтруизма», духовную песнь и сборник практик. Вкратце, он внес огромный вклад в Учение Будды, а также в жизнь множества существ и их сообществ. Многие высокие Ламы разных традиций, в том числе верующие, восхваляют деяния Чоктула Ринпоче. Кроме того, он часто посещает разные страны на Востоке и Западе и дарует обширные учения большим группам последователей.

Да будет долгой жизнь Чоктула Ринпоче — величайшего, превосходного Владыки Дхармы, проводника живых существ!

 

Эта биография была составлена в 2009 году Бери Кхенпо Нгаванг Ригпе Дордже, а в 2016 году отредактирована и дополнена в непальском монастыре традиции Джонанг.

Да пребудет благо!