Дхарма-центры традиции Джонанг объединяют подход буддийской науки об уме известного университета Наланда (древняя Индия) и современных наук. Наша теория и практика основывается на тантре Калачакры — царе пяти тантрических систем. Цель этого особого пути — не только расширение общих знаний, но и реализация будда-природы на основе высших поучений Будды о «пустоте-от-другого», называемых Жентонг.
Будучи последователями уникальной традиции Джонанг, не взирая на трудности, мы стараемся преодолеть их и продолжить углубленное изучение и практику Дхармы, распространяя эти знания и опыт, в том числе и в другие страны.
Во всех центрах традиции мы поддерживаем несектарный подход «Риме», выстраивая гармоничные и взаимно уважительные отношения с другими буддийскими школами. Наша главная цель — принесение пользы обществу и содействие миру во всем мире. Последователи школы Джонанг считают своим долгом развивать лучшие качества и способствовать тому, чтобы наша эпоха превратилась в эпоху любви и ненасилия, а в конечном счете, чтобы все существа обрели непреходящее счастье, достигнув совершенного уровня Будд.
В центрах традиции Джонанг ученики досточтимого Ламы Йонтена Гиалтсо на регулярной основе выполняют практики, переданные Учителем. Расписание в разных городах может отличаться, но по рекомендации Ламы действует следующая программа: понедельник — Чод, вторник — Шесть йог Нигумы, среда — Ваджрайогини, четверг — медитации, пятница — Лоджонг (факультативно), суббота — Нендро Калачакры, воскресенье — Махакала.
Однако в определенные лунные дни, когда эффект от соответствующих практик увеличивается, предпочтение отдается именно им: Будда Медицины и Юток Нинтик (8-й л.д.), Цог (10-й л.д.), Пхова (15-й л.д.), Чод (25-й л.д.), Махакала (9-й, 19-й, и 29-й л.д.).
Все практики, кроме медитаций, требуют получения устной передачи (лунга) и комментариев от Учителя.
Предварительные практики, по-тибетски нендро, необходимы для подготовки учеников к более продвинутым тантрическим практикам. Практики нендро являются фундаментом всех духовных реализаций и включают в себя практики:
Шесть йог Нигумы предназначены для того, чтобы практикующий научился сохранять ясность сознания всегда, в каком бы состоянии ни находились тело и ум — бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, медитация, умирание или период между смертью и следующим рождением. Эта уникальная линия передачи в традиции Джонанг, идущая через Джецуна Таранатху. Многие мастера этой традиции достигали состояния просветления благодаря этой практике.
Шесть йог Нигумы включают:
Эти йоги имеют те же названия, что и йоги в шести йогах Наропы. Второй Далай-лама отмечает в своем трактате: "В шести йогах Нигумы эти особые точки (тонкого "ваджрного тела") и способ их стимуляции — точно такие же, как в шести йогах Наропы". Таким образом, имея свои особенности, эти две системы родственны.
Важно отметить, что практика шести йог Нигумы подходит не только для продвинутых практиков, но и для начинающих и является особенно эффективной для обретения просветления уже в этой жизни.
Чод по непрерывной линии передачи идет от Праджняпарамиты, через Тару, Арья Дэву, Падампа Сангье, Мачиг Лабдрон, Таранатху, Ламу Кунга Тукдже Пала и вплоть до нашего Учителя, Ламы Йонтена Гиалтсо.
Чод интегрирует в себе практики как сутры, так и тантры. Чод — это практика отсечения эго, во время которой мы трансформируем свое тело в нектар и подносим его объектам Прибежища, а также духам и вредоносным сущностям. При этом мы зарождаем любовь, сострадание к живым существам и желаем, чтобы путем этого подношения страдания всех живых существ были бы умиротворены. Кроме того, практика чод эффективно устраняет препятствий на духовном пути и дарует мощное благословение на обретение реализаций.
Пхова — это перенос сознания в Чистую землю.
В этой практике мы очищаем центральный канал, отправляем сознание в сердце Будды Амитабхи. Тренируемся при жизни, чтобы во время смерти успешно выполнить эту практику и попасть в Чистую землю Будды Амитабхи. Перед практикой пховы необходимо выполнить нендро, благодаря чему мы накапливаем заслуги и мудрость для того, чтобы перемещение сознания было точным и осознанным.
Для обретения высокого рождения сознание должно выйти через макушечную чакру, поэтому мы и открываем ее.
Практика цог способствует накоплению заслуг и мудрости для скорейшего продвижения в практике. Ваджрные браться и сестры приносят субстанции для цога, которые во время практики преобразуются в нектар и подносятся объектам Прибежища. Цог является мощной причиной обретения духовного и материального достатка.
По своей сути Махакала — это эманация Авалокитешвары, который излучил Махакалу из сердца, чтобы он мог совершать необходимую активность на благо других живых существ. Внешне Махакала выглядит гневным, грозным, но по сути это сам Авалокитешвара. Махакала является полностью просветленным защитником и польза от его практик будет ощутима не только в этой жизни, но и во всех будущих рождениях. Его активность помогает очень быстро устранить препятствия и достичь необходимых благих результатов.
Его святейшество Халха Джецун Богдо-геген Ринпоче IX является перерождением мастера традиции Джонанг Таранатхи. У Таранатхи была особая связь с Махакалой, словно они являлись членами одной семьи. Махакала постоянно находился рядом с Таранатхой, оберегал его, устранял препятствия. Точно также Махакала следовал за Его святейшеством Богдо-гегеном Ринпоче. Богдо-геген Ринпоче неоднократно видел его в своем окружении.
Шаматха (тиб.: шинэ) — практика успокоения, полного подчинения ума и достижения совершенной сосредоточенности на объекте медитации. Сущность успокоения — это пребывание ума в состоянии ясности и пустоты в отсутствии тупости, возбуждения и мыслей. Существуют внешние, внутренние и тайные объекты концентрации.
Випашьяна (тиб.: лхатонг) — практика глубинного видения, развивающая проникновение в суть природы явлений. Выполняется на основе шаматхи.
Махамудра — высшее учение Будды о природе ума. Эта практика позволяет избавиться от иллюзорного, двойственного восприятия и постичь единство ясности и пустоты.
Мастер прошлого Йонтен Гомпо написал трактат по четырем тантрам, дал комментарии на них, составил текст подготовительных практик нендро «Юток Нинтик». Эти учения являются основными для тибетской медицины, благодаря которым достигается как полное физическое, так и ментальное исцеление.
Эта практика закрывает двери рождения в низших мирах, очищает негативную карму и дарует благословение. Практика заключается в начитывании садханы Авалокитешвары, выполнения простираний, соблюдения обета молчания, поста и пр.