Шамбала дословно переводится как «источник радости». Царство Шамбала играет важную роль в учениях Калачакры. Будда Шакьямуни передал Калачакра-тантру по просьбе царя Шамбалы — Сучандры, где она и была сохранена. Также существует пророчество о том, что духовное преображение всего мира произойдет благодаря Шамбале. Некоторые мастера посещали Шамбалу или путешествовали туда в своих видениях.
Во время посвящения Калачакры в 1985 году, в Бодхгайе, его Святейшество Далай-лама отметил, что Шамбала — не обычная страна: «Если вы обладаете особой кармический связью, то сможете попасть в Шамбалу, но, тем не менее, Шамбала — это не материальное место, которое можно было бы найти. Мы называем такие места чистой землей, чистой землей в человеческом мире. И до тех пор, пока не накоплены заслуги и не обретена сильная кармическая связь, попасть туда невозможно».
Как вы видите, Шамбала изображена в форме круга. Разделенная на секции, как колесо Дхармы, она простирается между горами и состоит из множества городов. В центре находится столица Шамбалы — Калапа.
В «Вималапрабхе» сказано, что к югу от Калапы расположен Сандаловый парк площадью в двенадцать йоджан — так же, как и Калапа. К востоку — озеро Манаса, в двенадцать йоджан. К западу — озеро Белого Лотоса, такое же по размеру. Между этими озерами и находится Сандаловый парк. В центре парка — великая мандала Калачакры, возведенная первым царем Шамбалы, Сучандрой. Боги и богини мандалы выполнены из пяти видов драгоценностей. Сама мандала имеет форму квадрата и простирается на четыреста хаст.
Иногда говорят о трех Шамбалах: внешняя Шамбала — это королевство в материальном мире, внутренняя Шамбала существует в нашем теле и уме, а тайная Шамбала — это мандала Калачакры со свитой божеств.
Внешнее путешествие к Шамбале похоже на усложненную стадию завершения в практике Калачакры: препятствия на пути символизируют циркуляцию загрязненных ветров вокруг чакр. Эти ветра являются блоками, которые препятствуют правильному потоку энергии, и связаны с такими омрачениями, как неведение, желание и гнев. Необходимо очистить чакры, чтобы освободить чистые энергии мудрости.
Путешествуя к внутренней Шамбале, мы пытаемся вновь обрести открытый, чистый и радостный ум ребенка. Однако мы не сможем сделать это, попытавшись вернуться к прошлому. Мы уже потеряли невинность детского ума, которая давала нам прямое постижение мира, и не способны игнорировать линзу предрассудков, которая теперь искажает наше восприятие. Мы должны присмотреться к себе и понять, что мы сделали со своим умом. Только осознавая свои иллюзии и привязанность к ним, мы можем освободиться от их власти и пробудить чистую осознанность и прямое постижение реальности. Мы не должны возвращаться, но должны идти вперед и достигать новой, более мудрой невинности, которая совмещает восторг ребенка и мудрость старика. Относясь к повседневной жизни как к волшебному путешествию в Шамбалу, мы способны обнаружить нечто скрытое в нас, что поможет пробудить глубокий ум.