В 563 или 566 до н. э., в очень красивом парке под названием Роща Лумбини, который лежал в предгорьях Гималаев (на юге современного Непала), в благородной семье клана Шакья родился принц. Этот красивый парк находился недалеко от столицы царства Шакья, Капилавасту. Отец принца, король Шуддходана, назвал своего сына Сиддхартха. Он являлся членом кшатриев (царской касты воинов), а его род Гаутама был древним и чистым. Его мать Махамайя или Майадеви была дочерью влиятельного благородного Шакья, Супрабуддхи. До зачатия Сиддхартхи королева Махамайя увидела сон, в котором красивый белый слон вошел в ее чрево. Вскоре после рождения прорицатели предсказывали, что молодой принц станет либо чакравартином, могущественным монархом, либо пробужденным (буддой).
Через семь дней после родов королева Махамайя скончалась; ее сестра, тетя Сиддхартхи, Махапраджапати Гаутами, приняла Сиддхартху как собственного ребенка и растила с большой заботой и любовью. Его отец, естественно, хотел, чтобы Сиддхартха стал его преемником и предоставил ему самые лучшие образование и развлечения. Шуддходана пытался всячески оградить Сиддхартху от контакта с любым религиозным или духовным путем, пытаясь сосредоточить внимание царевича на том, чтобы тот стал следующим королем Шакьев.
Сиддхартха имел блестящее образование, освоив науки и искусства своего времени, в том числе военное, демонстрируя острый ум, ментальную и физическую силу. Когда юный принц достиг шестнадцати лет, он женился на Яшодхаре, продолжая наслаждаться комфортом дворцов, садов и различных преимуществ царской жизни.
Достигнув двадцатилетнего возраста, во время экскурсии за пределами дворца Сиддхартха столкнулся с «четырьмя знаками», которые произвели на него чрезвычайно сильное впечатление. Этими знаками были: старик, больной, мертвец и монах. Благодаря им он понял, что тщеславие, молодость, здоровье и даже жизнь могут закончиться в любой момент; кроме того, он понял, что единственно верный выход из этого страдающего мира (сансары) — следование духовному пути.
В двадцать девять лет, после рождения сына Рахулы, Сиддхартха покинул дворец и королевство и предался аскезе. Он стал странствующим йогином, скитающимся в поисках истины ради всех живых существ. Он начал практиковать под руководством двух учителей аскезы Арада Калама и Рудрака Рамапутра.
Когда Сиддхартха понял, что путь аскезы не ведет к освобождению, он обратился к медитации, решив искать просветления самостоятельно. После шести лет лишения и практики недалеко от реки Найранджана он продолжил свое путешествие, направившись в Бодхгаю, где сел под дерево, которое позже стало известно как дерево бодхи, дав обет не уходить и продолжать медитацию до достижения своей цели — просветления.
В возрасте тридцати пяти лет принц Сиддхартха достиг полного просветления (состояния будды), медитируя на протяжении сорока девяти дней и преодолев все омрачения и искушения Мара. Став буддой, он завершил блуждание в мирах сансары.
Видя, что свои достижения невозможно объяснить словами, Будда хранил молчание. Лишь спустя семь недель по просьбе богов Индры и Брахмы он произнес свою первую проповедь в Оленем парке в Бенаресе, которая стала известна как Первый поворот колеса Дхармы. Он даровал учение о четырех благородных истинах, взаимозависимости и законе кармы. Его пять друзей по аскезе, с которыми он практиковал, встав на путь поиска истины, стали его первыми учениками, которые и образовали сангху.
На пике горы Коршуна возле Раджагриха, Будда второй раз повернул колесо Дхармы, поведав, что природа всех явлений пуста и бессамостна. Затем последовал многолетний период преподавания в самых разных местах, таких как Вайшали. Учения этого периода известны как Третий поворот колеса Дхармы. Будда учил, что все живые существа обладают Татхагатагарбхой — природой будды.
С помощью этих учений Будда показал путь, который способен привести каждое существо к освобождению от сансары и просветлению. Это явно свидетельствует о безграничном сострадании и любящей доброте Будды ко всем существам, которые ищут освобождения от страданий.
Король Бимбисара Магадхи также стал последователем Будды и поднес монастырь близ Раджагриха, столицы Магадхи, который исторически стал очень важным для развития сангхи. Будда провел много времени в Раджагрихе и Вайшали. Число его последователей росло очень быстро. Самыми близкими учениками Будды стали Кашьяпа, Шарипутра, Маудгальяяна и Ананда. Будда позже основал сангху монахинь или бхикшуни, которых насчитывалось большое количество именно в этих регионах.
Так как он был рожден как принц Шакьев, то после просветления он стал известен как Шакьямуни («мудрец из Шакьев») или Гаутама Будда. Двоюродный брат Сиддхартхи, Девадатта, всегда завидовавший его достижениям, стремился стать главой сангхи. Девадатта планировал даже убить Будду. Хотя ему это не удалось, он привел монашескую общину к расколу, что принесло большой вред духовному развитию сангхи.
В возрасте восьмидесяти лет Будда Шакьямуни попросил своего близкого ученика, Кашьяпу, продолжать деятельность сангхи. Лежа на правом боку лицом на запад, Будда вошел в паринирвану. Его останки были распределены и заложены в семи ступах, а также в других святых местах.