Биография учителя предоставлена монахами монастыря Джонанг Тактен Пунцок Чолинг.
Реинкарнация Джонанг Джецуна Таранатхи, Его Святейшество Халха Джецун Дамба Джампал Намдрол Чокьи Гьялцен Пал Сангпо, родился сыном Лобсанга Джампала (который принадлежал клану Рало) и Янгчен Лхамо в 1932 году (в год воды-обезьяны шестнадцатого цикла Рабджунг) в месте под названием Тромсик Ганг, к северу от храма Лхасы. Его рождение было отмечено многими удивительными благоприятными знаками. Когда он находился в утробе матери, Трехор Джампа Чодрак Ринпоче, держатель трона Гандэн, пророчил ему экстраординарное рождение и даровал имя Сонам Даргьял. Позже Кьябдже Пхабонг Кхаба Дечен Ньингпо (1878—1941) дал ему дополнительное имя Тензин, таким образом его имя стало Сонам Тензин Даргьял. Потом Кхараг Йонгзин Ринпоче признал его реинкарнацией Джамьянга Чодже. Оракул Нечунга (государственный оракул Тибета) также признал его реинкарнацией Джамьянга Чодже, сказав: «Он — мой Джамьянг Намкхай Норбу».
Регент Радренг Ринпоче Тхуптен Джампал Еши Пал Сангпо, в соответствии с результатами гаданий, признал четырехлетнего Сонама Даргьяла истинной и безошибочной реинкарнацией восьмого Халхи Джецуна Дамбы. Однако, так как это совпало с неблагоприятной ситуацией в Тибете, ситуацией, в которой и тибетцы и их культура находились в критическом состоянии, правительство Тибета и Монголии не могли провести традиционную церемонию возведения на престол.
Его Преосвященство Сонам Тензин Даргьял был двадцать восьмым в линии передачи бодхисаттвы Тоба Тхаме, двадцать первым в линии передачи Пандита Барва, четырнадцатым от Джамьянга Чодже, девятым от Рангджунга Еше Дордже и девятым от первого Халхи Джецуна Дамбы, Джонанг Джецуна Таранатхи. В возрасте восьми лет Сонам Тензин принял монашеские обеты в присутствии регента Радренга Тхуптена Джампала Еши Пал Сангпо и получил имя Джампал Намдрол Чокьи Гьялцен Пал Сангпо.
Затем он поступил в монастырь Дрепунг как обычный монах. Под покровительством геше Нгаванга Чодена, Тхуптена Ньима, настоятеля монастыря Бхори Ти Дулва, и геше Таши Гьяцо Халхи, он восторженно и успешно изучал тексты сутры, такие как Парамита (Совершенство) и Мадхьямака (Срединный путь). Достигнув двадцатилетнего возраста, он получил посвящения, устные передачи и комментарии по текстам обеих традиций (общей и редкой) от Кунделинга Тацака Ринпоче. Затем он пошел в Чуммиг Гьяца, где практиковал все полученные наставления.
В 1952 году, в возрасте двадцати одного года, он поступил в великий монастырь Тактен и принял на себя светское и духовное руководство школой Джонанг. В это же время он изменил правила дисциплины в монастыре и запретил употребление мяса. Он реконструировал весь монастырь, включая внешние и внутренние усыпальницы и шестнадцать новых храмов вокруг монастыря. Была возрождена старая благородная традиция — совершать религиозные подношения в благоприятные дни, а выдающимся ученикам стали выдавать сертификаты.
Он даровал людям множество учений на разные темы, включая «Стадии на Пути к Просветлению» («Ламрим») и «Тренировка ума» («Лоджонг»). Наряду с этим, он в основном занимался медитацией и уходил в ретриты. В 1959 году, в возрасте двадцати восьми лет, по политическим причинам он тайно отправился в Индию, чтобы обрести убежище. До прибытия в Индию он провел один год в месте под названием Валунг, на границе Индии и Непала. В течение этого времени он изучал традиционные тибетские науки: грамматику, поэзию и грамматический текст под названием «Янгчен Драдо» со своим учителем Се Падма Чойлинг. В 1960 году, когда ему было двдацать девять лет, он прибыл в Индию и останавливался в местах неподалеку от Даржелинга и на юге Индии. В 1981 году он обосновался в тибетской колонии Пхенделинг в местечке Мэйнпат в Индии.
В 1986 году, в возрасте сорока трех лет, он посетил Тибет. Согласно политике Тибетского автономного региона, с позволения правительства Китая он взял на себя заботу о монастыре Тактен Чойде и вновь собрал всех монахов этого монастыря. Он восстановил традицию проведения утренних и вечерних молебнов. В 1990 году Его Святейшество Далай-лама XIV во время посещения Тибетской колонии в Мэйнпате встречался с Его Преосвященством Джецуном Дамбой Ринпоче, которому было тогда пятьдесят девять лет, и объявил ему о проведении великой официальной церемонии возведения на престол.
В 1991 году, в год железной овцы, министр Департамента религии и культуры Тибетское правительства в изгнании Келсанг Еше посетил Монголию и встретился с ее президентом, чиновниками и другими людьми. Они решительно говорили ему о том, что ситуация со свободой религии улучшается и они бы хотели пригласить реинкарнацию Джецуна Дамбы в Монголию в ближайшем будущем. Они также спрашивали его, признана ли настоящая реинкарнация Халхи Джецуна Дамбы тибетской общественностью в изгнании и особенно Его Святейшеством Далай-ламой.
Принимая это во внимание, Департамент религии и культуры Тибетского правительства в изгнании после проведения полного исследования того, как реинкарнация Халхи Дамбы была найдена и признана, направил отчет Его Святейшеству Далай-ламе. Его Святейшество ответил, что «Реинкарнация Джецуна Дамбы, Джампал Намдрол Чокьи Гьялцен, — подлинная. Кроме того, он необыкновенно добр к Дхарме и живым существам, он уже прошел определенный уровень изучения сутры и тантры. Поэтому я признаю его девятой реинкарнацией Джецуна Дамбы. Я молюсь за его долгую жизнь и верю, что он будет порождать сострадание и стараться содействовать счастью и процветанию на великой земле Монголии». Подписано 20 сентября 1991 года.
Департамент культуры и религии правительства Тибета в изгнании предоставил отчет об исследовании перерождения, а также рекомендательное письмо Его Святейшества Далай-ламы Джецуну Дамбе. В тоже самое время его признание было опубликовано. В возрасте шестидесяти одного года, в 1992 году (год водяной обезьяны), Джецун Дамба со своим окружением был приглашен в Дхарамсалу, где 13 января того же года была организована великая церемония его возведения на престол в храме Его Святейшества Далай-ламы. На церемонии присутствовали ламы и тулку всех школ тибетского буддизма, министр и секретарь Департамента религии и культуры Тибетского правительства в изгнании, другие лица, а также большое число мирян и посвященных людей.
С того момента Ринпоче постоянно проживал в Дхарамсале и получал учения о глубокой Дхарме от Его Святейшества методом наполнения вазы до краев. Затем, во исполнение указаний Его Святейшества, после начитывания мантры Калачакры необходимое количество раз, он выполнял различные тантрические практики и однонаправленную медитацию двух стадий йоги. В 1994 году, в возрасте шестидесяти трех лет, в соответствии с указаниями Его Святейшества Далай-ламы, он поехал в Домей, в Тибет, чтобы получить редкие посвящения, включая некоторые из традиции Джонанг. Однако по прибытии в Тибет он был задержан китайским правительством в Хринту более чем на месяц, и к нему строго никого не допускали. После этого он был депортирован в Лхасу, из-за чего не мог реализовать свое желание встретиться с мастерами школы Джонанг. Во время нахождения Ринпоче в Лхасе, как было предсказано еще Его Святейшеством Далай-ламой XIII, он золотой краской нарисовал два лики Будды Шакьямуни (Джово Ринпоче) и другие изображения, исключительно во имя долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы XIV и во имя Дхармы и людей Тибета. Он также предоставлял чай и еду людям, собравшимся в храме. В течение семи дней он делал подношения тысяч торма и выполнял умиротворение божества Палден Лхамо и Мамо Трукханг. После этого, получив разрешение китайского правительства, он поехал в центральный Тибет по приглашению Тхуптена Дордже и председательствовал на церемонии начитывания ста миллионов мантр.
Потом он посетил Ринчен Пунджней, который находится недалеко от Лхасы, где организовал трехдневную церемонию ста тысяч подношений Гуру Падмасамбхаве. Ринпоче участвовал во множестве религиозных мероприятий в Тибете. Однако из-за опасений правительство Китая допрашивало его несколько раз, на что он отвечал: «Я проводил все эти религиозные мероприятия для всеобщего мира». В 1995 году, в возрасте шестидесяти четырех лет, для сохранения буддийской религии в общем и медитации практических наставлений Дакини в частности, после поисков подходящего места, он основал Тактен Лабранг в Дхарамсале. Его здание состоит из четырех этажей. На верхнем этаже находится зал для молитв, приютивший среди других золотые изображения Мачик Лабдрон (1031—1129) и Дже Цонкапы (1357—1419). Его Святейшество Далай-лама XIV, говоря о том, что было бы хорошо основать монастырь для сохранения традиции Джонанг, предложил Джецуну Дамбе монастырь Сангдже Чолинг в Шимле, включая монастырские владения. В то же время Его Святейшество назначил его главой школы Джонанг. Ринпоче собрал более сорока монахов традиции Джонанг для обучения в монастыре, который он назвал Джонанг Тактен Пунцок Чолинг.
В 1999 году, в возрасте шестидесяти восьми лет, он путешествовал по Монголии для пользы местных существ. Приверженцы возвели его на трон предыдущих реинкарнаций Джецуна Дамбы. После признания Джецуна Дамбы Его Святейшеством Далай-ламой в 1991 году, согласно резолюции, принятой на встрече под председательством настоятеля Ганден в присутствии настоятелей и лам разных школ буддизма, Джецуну Дамбе даровали титул «Защитник живых существ Севера и лидер всех школ буддизма».
4 августа 1999 года, на великой церемонии в монастыре Ертини Джово, в первом монастыре Монголии, который был благословлен предыдущими реинкарнациями Джецуна Дамбы, он был возведен на престол как его девятая реинкарнация. Ему предоставили письмо об официальном признании с оттисками печатей семнадцати разных монастырей, титул «Кьябгон Джецун Дамба, лидер Дхармы Севера» и сделали обширные подношения. Он не только посеял семена тренировки ума в десятках тысяч последователей, но также основал фонд, нацеленный на сохранение и распространение буддийской религии и культуры и экономики в Монголии. Таким образом, он провел великую деятельность.
Ринпоче посещал много разных стран, включая США, Россию (в том числе Калмыкию и Бурятию), Канаду, Сингапур, Тайвань, Швейцарию, где он давал учения в соответствии с нуждами и ментальными способностями людей. В возрасте семидесяти одного года, 12-го июня 2002 года (второе число месяца года водяной лошади седьмого цикла Рабджунг), Джецун Дамба пригласил Его Святейшество Далай-ламу в монастырь Джонанг Тактен Пунцок Чолинг, где устроили великую церемонию приветствия. Его Святейшество даровал учения восьми лам основателей традиции Джонанг и посвящение Калачакры. В благодарность Его Святейшеству за дарованные учения члены общины Джонанг сделали подношение молитв о долгой жизни, основанные на тайной практике Хаягривы. Некоторые ученики монастыря проводили перед ним дебаты по Мадхьямаке, Парамите, декламировали достоверное познание в достойной манере в форме облаков подношений.
1 марта 2012 года Ринпоче вошел в состояние посмертной медитации (тукдам) в Монголии. 5 марта 2012 г. Его Святейшество Джецун Дампа Халха Ринпоче прервал посмертную медитацию.