Калачакра-тантру называют царем тантр, то есть наивысшей тантрой, и не следует думать, что это как-то некорректно по отношению к другим тантрам. Таранатха писал: «Поскольку подтверждение методов и мудрости других тантр часто находится в Калачакра-тантре, то можно даже сказать, что это своеобразный сборник остальных тантр». Другие тантры не содержат столь подробных наставлений о том, как устроен внешний мир, как соотносятся внешний мир и внутренний, как производить глубокую внутреннюю трансформацию с помощью работы с тонкими энергиями. В тантре Калачакры все это подробно объясняется.
Калачакра дословно означает «Колесо Времени»: «кала» на санскрите время, «чакра» — колесо. В Калачакра-тантре есть внешний, внутренний и тайный уровень.
Будда Шакьямуни передал тантру Калачакры царю чистой земли Шамбалы, Сучандре, в ответ на его просьбу. Считается, что Сучандра был воплощением Ваджрапани, бодхисаттвы благой силы. Вернувшись в Шамбалу, царь записал саму коренную тантру объемом в двенадцать тысяч строф и составил также комментарий к ней в шестьдесят тысяч строф. Благодаря силе этих учений он смог объединить людей различных духовных традиций и принес мир в свое царство. Лишь существа с очень высокими духовными достижениями, такие как царь Сучандра, смогли непосредственно воспринять и увидеть просветленную форму Калачакры. Также большой вклад в развитие учения Калачакры помимо дхармараджи Сучандры внесли и ригдены Шамбалы, особенно первый и второй — Манджушри Яшас и Пундарика. Так Пундарика (тиб. Пема Карпо) написал комментарий под названием «Чистейший свет» (санск. «Вималапрабха»). Пема Карпо объединил также коренную тантру, полученную от Будды Шакьямуни, и комментарии Сучандры.
Через два года после того, как получил Калачакра-тантру от Будды, царь Сучандра умер, так как все цари Шамбалы живут по сто лет, но за эти два года он успел построить дворец в форме мандалы Калачакры.
В нашем мире учение Калачакра-тантры было передано Калачакрападе-старшему во времена правления одиннадцатого ригдена. Калачакрапада был прославленным мастером в Индии и освоил все три уровня практики Калачакры (внешний, внутренний и тайный). Калачакрапада демонстрировал множество чудес: мог уменьшать и увеличивать размер своего тела, читать мысли.
Он передавал Калачакра-тантру своим ученикам, главным из которых был его брат Калачакрапада-младший. Тот, в свою очередь, передал учение Налендрапе. Налендрапа получил образование в самом известном буддийском университете Наланда, а затем приступил к практике Калачакра-тантры и реализовал ее. Его учеником был Соманатха, родом из мусульманской семьи. Реализовав тантру Калачакры, он захотел принести ее в Тибет, однако дважды попытки его были тщетны из-за языковых проблем, и лишь во время третьего посещения Тибета он смог дать посвящение и наставления с помощью переводчика — Дротон Лоцавы. Далее уже Дротон Лоцава передавал это знание ученикам на тибетском языке.
Следующими в линии преемственности были ламы Лхадже Гомпа и Дротон Намцег. От Дротон Намцега передачу получил великий махасиддха Юмо Микье Дордже.
Первым в непрерывной линии преемственности, основавшим центр отшельничества для практики Калачакры в Тибете, в местности Джомонанг, был Кунпанг Тукдже Цондрю (XIII век). Отсюда получила название традиция, а Кунпанг Тукдже Цондрю считается первым учителем в традиции Джонанг. Он основал монастырь в том месте, где Гуру Ринпоче обратил двенадцать могучих местных божеств в защитников Дхармы. Кунпанг Тукдже Цондрю стал первым, кто написал комментарии к практике, до этого они передавались устно.
Следующими в линии преемственности были Джангсем Гьялва Йеше и Йонтен Гьямцо. Их совершенное постижение практики Калачакры — они собрали все десять тонких ветров в центральном канале и растворили их — выражалось в демонстрации необычных способностей: они, например, могли перелетать с горы на гору.
Учеником Йонтена Гьямцо был великий Долпопа. Сначала он следовал методам традиции Сакья, но затем услышал о традиции Джонанг, практикующей Калачакра-тантру, о йогах, способных летать и трансформировать свое тело. В возрасте тридцати одного года он посетил центр практики Джонанг и был поражен тем, как много людей усердно занимаются духовной практикой. Он получил все необходимые наставления от Йонтена Гьямцо, ставшего его коренным учителем, и со временем реализовал шесть йог Калачакры. Благодаря этому он осознал и сформулировал взгляд жентонг и начал широко учить ему.
У Долпопы насчитывалось много учеников, среди которых немало женщин. Примечательно, что среди них были достигшие столь высокого уровня в своем развитии, что, когда Долпопа давал учение в высокогорной пещере, они слетались к нему, слушали и улетали обратно. Сохранились жизнеописания его четырнадцати ближайших учеников. Один из них, Чогле Намгьял, был учителем Ламы Цонкапы по тантре Калачакры.
Существует множество историй о выдающихся мастерах Калачакры, обладающих контролем над пятью элементами. Не так давно ушел из жизни Пенам Ринпоче, который мог воткнуть деревянную пурбу (короткий трехгранный нож) в скалу прямо во время своей лекции. Лама Йонтен Зангпо оставил отпечатки своих ступней в камне — в тибетских сапогах с заостренным мыском. Лама Кунга Тукдже Пал, мой коренной учитель, также оставил отпечатки своих ступней в камне, — а ходил он всегда босиком. Это мастера нашего времени.
Гуру Ринпоче, живший в VIII веке, смог отпечатать след своей ноги на маленьком камушке. Кюнга Дролчог, предыдущее воплощение великого Таранатхи, в XVI веке нарисовал пальцем мантру на скале, и надпись до сих пор сохранились. Сам же Таранатха оставил в камне отпечаток нижней половины тела, и этот камень также сохранился — в нем видны четкие очертания его ног. Кунпанг Тукдже Цондрю, о котором говорилось выше, обладал контролем над элементом земли: он вытягивал руки, на них садилось по пять человек, и его руки ничуть не прогибались.
Долпопу, которого принято называть «кумчен» — «всеведущий», однажды пригласил к себе император Китая. Когда прибыли китайские гонцы, Долпопа давал учение по Калачакре своим четырнадцати ученикам сердца. Он сел в повозку, запряженную несколькими лошадьми, и сказал гонцам, что отправится с ними, если они смогут сдвинуть его с места. Лошади тянули, а гонцы сами толкали повозку сзади, но не могли сдвинуть ее ни на сантиметр. Долпопа таким образом продемонстрировал контроль элемента земли.
Среди мастеров Калачакра-тантры были также женщины. Две самые известные — Мачиг Тулку Джобум и Тринле Вангмо, младшая сестра Таранатхи. Мачиг Тулку Джобум помнила наизусть всю Калачакра-тантру, достигла мастерства в йоге сновидений. Во сне она могла возвращаться в свои прошлые жизни и очищать в них свою негативную карму. Тринле Вангмо, когда давала посвящения, поднималась и зависала в воздухе. Это результат контроля над элементом воздуха.
Что касается внешней Калачакра-тантры, то в ней исследуется природа внешнего мира, функционирование пяти элементов, их взаимозависимость. В учении Калачакра-тантры говорится о том, что пять элементов находятся во взаимосвязи, постоянно дополняя друг друга. Также объясняется, как эти элементы постепенно смешивались, переходили друг в друга, и в итоге образовывались части нашего мира. Считается, что первоначально в нашем мире образовалась гора Меру, из которой возникли три мира — мир желаний, мир форм и мир без форм.
Во внутренней Калачакра-тантре проводятся параллели между внешним миром и нашим телом. Так, миру желания и горе Меру соответствует область от сердца до горла, миру форм — от горла до лобовой чакры, миру без форм — от лобовой чакры до макушки.
Главный принцип Калачакры — что снаружи, то и внутри. Например, движение солнца по небосводу связано с движением ветров в правом канале, движение луны — с движением ветров в левом канале, тогда как центральный канал соответствует пространству. Есть описание энергий, связанных с различными планетами: есть планеты мирные и гневные, и они тоже взаимодействуют с тонкими каналами нашего тела. Есть двадцать восемь звезд, и им соответствует определенное расположение чакр. Из астрологии мы знаем, что существует неблагоприятное для человека положение звезд, и оно влияет также на его тело. Так вот — с помощью йоги, уравновешивая энергию в каналах и чакрах, можно также влиять изнутри на внешние события. Также в Калачакра-тантре большое внимание уделяется описанию процессов дыхания — слово «кала», время, указывает на количество циклов дыхания в течение тех или иных промежутков времени. И циклы дыхания, опять же, связаны с движениями планет и звездами. Считается, что в течение суток мы делаем 21 600 циклов вдохов-выдохов.
Внешняя Калачакра относится к материальному миру, который является опорой, поддерживающей жизнь всех существ. Внешняя Калачакра состоит из шести элементов: земли, воды, огня, воздуха, пространства и мудрости, кроме того, всех объектов обоняния, зрения, вкуса, осязания, звука и Дхармы. Также в строение внешней Калачакры входит Вселенная: в центре — гора Меру, окруженная четырьмя континентами и восемью субконтинентами; вокруг пика горы Меру — планеты нашей Солнечной системы: Солнце, Луна, звезды и так далее. Эта система подчинена циклам времени из лет, месяцев и дней, также описываемая как «процессия внешних солнечных и лунных дней».
Внутренняя Калачакра описывает тело и ум живых существ, психофизиологические составляющие, органы чувств и так далее; шесть типов живых существ (боги, полубоги, люди, животные, голодные духи и обитатели адов); шесть энергетических центров тела (чакры), десять жизненных энергий, энергетические каналы, восемь капель, которые несут склонность к двум омрачениям и так далее. Внутренняя Калачакра охватывает астрологию внутренних энергий, чакр, каналов и капель и их взаимосвязь с состояниями ума и чувствами, органами тела и в целом с процессами трансформации. Обычно тонкие энергии тела перемещаются синхронно с циклом планет, а перемещение цикла планет и есть предмет астрологии внутренней Калачакры. Другими словами, внешняя и внутренняя Калачакры охватывают всех живых существ, внешний мир и их астрологическую связь.
Внешняя и внутренняя Калачакры (живые существа и материальная вселенная) — это основы, которые должны быть очищены, в то время как тайная или другая Калачакра включает в себя йогические практики (посвящение, стадии зарождения и завершения), которые способствуют этому очищению и в результате приводят к просветлению.
Через Калачакру практик, являющийся микрокосмом, может трансформироваться и проявить себя как мир, макрокосм, космический порядок и универсальная гармония, образцом для которых является мандала Калачакры.