Кагью

Школа Кагью тибетского буддизма ведет свою линию преемственности от Будды Шакьямуни. Коренные практики школы Кагью были разработаны индийским йогом и махасиддхой Тилопой (988—1069), который первым распространил техники спонтанного достижения просветления. Эти техники были даны историческим Буддой Шакьямуни своим ближайшим ученикам и продолжали использоваться во времена Тилопы. Мастера, достигавшие духовной реализации, передавали знания своим ученикам, и таким образом они дошли до великих отцов-основателей Кагью: индийского махасиддхи Наропы, великого переводчика Марпы, величайшего йогина Тибета Миларепы, а затем и до Гампопы, чье явление было предсказано Буддой. Линия передачи школы Кагью подчеркивает важность устной передачи Учения, что отражено в тибетском значении слова «кагью».

 

ПИСАНИЯ КАГЬЮ

 

Общий буддийский канон — Гаджур («переведенные слова Будды») и Тенгьюр («переведенные трактаты») являются основными источниками для школы Кагью. Также используются тексты, написанные великими мастерами школы Кагью: индийскими махасиддхами Тилопой и Наропой, тибетскими йогинами Марпой, Миларепой, Гампопой, а также Кармапами и другими великими мастерами различных линий передач Кагью. Самые известные из них — работы Марпы, ваджрные песни Миларепы, избранные работы Гампопы, Кармап, Дрикунга Кьепа Джигтена Сумгона, Друкпа Кюнкьена Пема Карпо и множество других.

 

Трактаты, написанные Кармапами, всегда играли важную роль в сохранении и развитии школы Кагью. Например, первый Кармапа, Дюсум Кхьенпа (1110—1193), второй, Карма Пакши (1206—1282), и девятый, Вангчук Дордже (1556—1603), известны своими исключительными медитативными постижениями и наставлениями по практике. Третий Кармапа, Рангджунг Дордже (1284—1339), седьмой, Чодрак Гьяцо (1454—1506), и восьмой, Микьо Дордже (1507—1554), прославились своими схоластическими работами по комментариям к сутре и тантре. Десятый Кармапа, Чойинг Дордже (1604—1674), был великим художником и поэтом. Мастер конца XIX века Джамгон Конгтрул Великий (1813—1899) создал сборник «Сокровищница мантры школы Кагью», который впоследствии стал ключевым пособием по тантрическим посвящениям и садханам в школе Кагью.

 

ТАНТРА И МАХАМУДРА

 

Школа Кагью основана на учениях сутры и тантры, но особо специализируется на тантрических практиках Ваджраяны и Махамудры. В этой школе существуют два основных пути: Путь Умелых средств и Путь Освобождения.

 

Путь Умелых средств состоит из четырех уровней тантр: Крия-тантра — «тантра действия»; Чарья-тантра — «тантра вовлечения»; Йога-тантра — «тантра интенсивной духовной практики»; Ануттарайога-тантра — «непревзойденная тантра». Ануттарайога-тантра подразделяется на отцовские, материнские и недвойственные тантры. В Кагью особенно важны материнские и недвойственные тантры. Все тантрические практики состоят из двух стадий — «зарождения» — практики визуализации йидама, и «завершения» — практики растворения визуализации. Ваджрайогини, Чакрасамвара и Авалокитешвара яб-юм являются основными йидамами школы Кагью, а также некоторые защитники Дхармы, такие как Махакала.

 

Практики завершения являются самой священной и сложной частью тантрической практики. Они включают в себя работу с праной (лунг), нади (ца) и бинду (тигле). Одна из практик завершения является сердечной сущностью школы Кагью — это шесть йог Наропы. Эти практики передаются в Кагью до сих пор, особенно в традиции Карма Кагью.

 

Путь Освобождения, также известный как Махамудра, «великая печать», является уникальными наставлениями по медитации и отличительной чертой школы Кагью. Гампопа, чье рождение было предсказано Буддой, преподавал три вида Махамудры: Махамудра Сутры, Махамудра Мантры и Сущностная Махамудра. В таком виде Махамудру преподают до сих пор. Махамудра передается во всех линиях Кагью, но особенное предпочтение ей отдается в Карма Кагью. Тантру и Махамудру объединяет общая цель: развитие понимания природы ума, трансформирующее обычный ум в ваджрный.

 

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ОТВЕТВЛЕНИЯ И ВОСЕМЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ

 

Традиция Дакпо Кагью Гампопы породила еще четыре ответвления, которые возглавили ученики Гампопы. Пхактру Кагью Дешек Пхакмо Трупа Дордже Гьялпо (1110—1170), один из главных учеников Гампопы, особенно известный своей реализацией Махамудры, основал Пхактру Кагью. Также он основал монастырь в местности Пхакмо, который стал называться Денса Тхил. Многие дополнительные линии Кагью были впоследствии основаны его учениками.

 

Камцанг, или Карма Кагью Первый Кармапа, Дюсум Кхъенпа (1110—1193), один из главных учеников Гампопы, основал Карма Кагью. Дюсум Кхъенпа встретил Гампопу в 1139 году, в возрасте тридцати лет, и стал обучаться у него. Успех линии Карма Кагью обусловлен непрерывной чередой перерождений ее основателя, Кармапы. Воплощения Кармап очень хорошо известны во всех частях Тибета и среди всех практикующих тибетского буддизма. Его Святейшество Шестнадцатый Гьялва Кармапа, Ранджунг Ригпе Дордже (1924—1981), был главой всей традиции Кагью. Сейчас его реинкарнация, Его Святейшество Семнадцатый Гьялва Кармапа, живет в Индии в качестве беженца из Тибета. Традиция Карма Кагью играет важную роль в сохранении и распространении учений всех школ и подшкол Кагью. Линия Карма Кагью является самой влиятельной школой тибетского буддизма за пределами Тибета и изучается по всему миру.

 

Цалпа Кагью. Лама Жанг, также известный как Юдакпа Цонду Дакпа (1123—1193), чьим учителем был Вангом Цултрим Ньингпо, ученик Гампопы, основал эту традицию. Также он основал монастырь Гунгтанг и обучил множество последователей.

 

Баром Кагью. Баром Дарма Вангчук, ученик Гампопы, основал эту традицию. Также он основал монастырь Баром в северной части региона Лато в Тибете.

 

ВОСЕМЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ

 

Восемь дополнительных подшкол родились внутри школы Пхактру Кагью.

Дрикунг Кагью была основана Дрикунг Кьепа Джигтен Сумгьи Гонпо (1143—1217). Сейчас главой линии является Дрикунг Кьябгон Чецанг Ринпоче (1946), проживающий в Дехрадуне, Индия.

 

Друкпа Кагью была основана Друбченом Лингрепа Пема Дордже (1128—1188), учеником Пхакмо Трупы, и его послушником Чодже Цангпа Гьяре Еше Дордже (1161—1211). Они основали первую резиденцию этой линии — монастырь Намдрук в Центральном Тибете. Позже Кункьен Пема Карпо (1527—1592) основал монастырь Друг Сангак Чолинг в Южном Тибете, который стал основным монастырем этой линии. Сейчас главой линии является Капгон Друкчен Ринпоче, проживающий в Дарджилинге, Индия. Линия Друкпа Кагью признана официальной религией Королевства Бутан, куда была принесена великим учителем Друкпа Кагью Шаптрунг Нгаванг Намгьялом. Его Святейшество Дже Кхенпо и король Бутана Джигме Сенге Вангчук являются главами Друкпа Кагью в Бутане.

 

Таклунг Кагью была основана Таклунг Тангпа Таши Палом (1142—1210). Сейчас главами линии являются Таклунг Шапдрунг Ринпоче вместе с Таклунг Матулом Ринпоче и Цатрулом Ринпоче.

 

Ясанг Кагью была основана Зарава Камден Еше Сенге (?—1207), учеником Пхакмо Трупы, и его послушником Ясанг Чодже Чокьи Монламом (1169—1233). Ясанг Чодже основал монастырь Ясанг (Ямсанг) в 1206 году.

 

Тропу Кагью была основана Ринпоче Гьяца, племянником и учеником Пхакмо Трупа, и его послушником Тропху Лоцавой Чампа Палом (1173—1225). Тропху Лоцава основал монастырь и университет Тропу в Цанге, Центральный Тибет.

 

Шуксеп Кагью была основана Гьергом Цултримом Сенге (1144—1204), учеником Пхакмо Трупы. Он основал монастырь Шуксеп в 1181 году, в Ньепху, Тибет.

 

Йелпа Кагью была основана Йелпа Друптопом Еше Цекпа, который основал монастыри в Йелпу.

Марцанг Кагью была основана Марцангом Шерабом Сенге, учеником Пхакмо Трупа.

 

ШАНГПА КАГЬЮ

 

Шангпа Кагью, одна из основных линий Кагью, была основана великим йогином Кьюнгпо Нэлджором (978—1079). Кьюнгпо Нэлджор встретил Ачарью Сумати по дороге в Непал, который обучил его языкам и переводческому делу. После этого Кьюнгпо Нэлджор направился в Индию, где получил передачи от ста пятидесяти учителей и йогинов и освоил глубокие учения Ваджраяны. Сукхасиддха, Рахулагупта и Нигума, супруга Наропы, были коренными учителями Кьюнгпо Нэлджора. Вернувшись в Тибет, он получил монашеские обеты от мастера Кадампы, Лангри Тангпа.

 

Кьюнгпо Нэлджор основал множество монастырей в Пьенюле и Шанге, в регионе Цанг, Тибет; поэтому эта линия стала известна как Шангпа Кагью. Он продолжал передавать учение Шангпа Кагью в Тибете на протяжении тридцати лет и имел множество учеников. Благодаря этому линия Шангпа Кагью существует до сих пор.

Основными практиками Шангпа Кагью являются Чакрасамвара, Хеваджра, Махамайя, Гухьясамаджа, шесть йог Нигумы, Махамудра, Белый Шестирукий Махакала и другие. Джамгон Конгтрул Великий приложил множество усилий к тому, чтобы сохранить эту линию, и сейчас стараниями Джамгона Конгтрула и Шестнадцатого Кармапы Шангпа Кагью процветает. Преподобный Калу Ринпоче (1905—1989) и Бока Ринпоче являются современными мастерами Шангпа Кагью.

 

ГЛАВА ЛИНИИ КАГЬЮ

 

Его Святейшество Шестнадцатый Гьялва Кармапа был главой линии Кагью в Тибете и в изгнании в Индии. Его реинкарнация, Его Святейшество Семнадцатый Гьялва Кармапа Оргьен Тринлей Дордже, родился в Лхатоке, в регионе Кхам, Восточный Тибет, и получил обучение практикам Кагью в Цурпу. Его Святейшество покинул Тибет в январе 2000 года. Сейчас его резиденция находится в Дхарамсале, Химачал-Прадеш, Индия. Он до сих пор продолжает обучение у старших учеников Его Святейшества Шестнадцатого Гьялва Кармапы.