Путешествие в Страну Снегов летом 2019 года. Часть 2

На следующий день (начало рассказа здесь) мы с Тогме отправились в горный женский монастырь Джонанг и к месту практики нашего Учителя. Сама прогулка в горы заняла где-то минут сорок и была очень живописной. Тогме, как истинный горец, взбирался по склону с легкостью и быстротой лани, в то время как мы, объевшись вкуснейших момо (по-нашему пельмени) на завтрак, и, не привыкшие еще к условиям высокогорья, были не столь грациозны и шустры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преодолев последние метры к цели, нам было велено подождать, чем мы с удовольствием воспользовались, осматривая окрестности небольшого монастыря, панорамный вид, открывающийся со склона на долину — во всем чувствовалось умиротворение и внутреннее спокойствие. Через несколько минут к нам вышла молодая монахиня и открыла для нас храм.

Как мы потом выяснили, в женском монастыре Джонанг нет такого глубокого подхода к практикам, как, например, в Сер Гомпе. На территории монастыря, которая, к слову сказать, совсем небольшая, находится храм, отдельные домики, возможно, для личных ретритов и несколько ступ учителей Джонанг. Сами монахини живут в небольших домиках на склоне и скорее придерживаются индивидуальных практик.

Ступы мастеров Джонанг

Ступа Ламы Кунга Тукдже Пала

Кот с явно хорошей кармой. Живет при монастыре, наверное, регулярно делает кору вокруг ступ

Дома монахинь

Тогме рассказал нам, что раньше здесь, недалеко от храма, стоял ретритный домик нашего учителя, Ламы Йонтена Гиалтсо. Домик сейчас разобрали, видимо, из-за его ветхости, и мы увидели от него только бревна.

                                        Счастливый дхарма-десант

 

 

Монастырь Доге

Когда мы приехали в монастырь Доге, в главном храме шел обширный ритуал для одной семьи. Внутри было очень много монахов, а члены семьи расположились прямо у входа в храм, поэтому мы, дабы никого не потревожить, остались снаружи, прогуливаясь во дворе и фотографируя местные красоты: храмовые постройки бордово-терракотовых цветов на фоне зеленых гор и светло-свинцового неба, мирно пасущихся яков (некоторые из нас пытались с ними подружиться).

 

 

 

                                                         Налаживаем дружбу

 

Тогме в это время куда-то удалился и вернулся уже не один. Мужчина по имени Кунга Пал, который был с ним, оказался племянником Ламы Кунга Тукдже Пала, коренного Учителя Ламы Йонтена Гиалтсо.

                                На фото в центре Кунга Пал, племянник Ламы Кунга Тукдже Пала

Вместе мы зашли в храм, и нас провели в потайную дверь в угловой части храма. За ней оказался зал с обширным алтарем. Некоторые особые реликвии были закрыты от всеобщего обозрения в большие сейфы, и мы по примеру наших сопровождающих просто прикладывали головы к металлическим дверцам шкафов, веря в великую силу благословения.

После посещения храма мы были приглашены на обед, организованный семьей Кунга Пала, на котором присутствовали ламы и монахи монастыря Доге, а также другие гости, пришедшие на ритуал. Нас спрашивали, откуда мы приехали, а когда узнавали, что из России, то приятно удивлялись (доехали же!) и подливали еще горячего вкусного супа нам в тарелки. В Тибете принято, если ваша тарелка опустела, положить добавку размером с полную порцию, поэтому за время обеда есть все шансы объесться и с трудом выйти из-за стола.

Закончив праздничный обед, почти все гости отправились в храм, где хранились реликвии мастеров школы Джонанг. Наша процессия, состоящая человек из пятнадцати, по узкой крутой лестнице поднялась на второй этаж, где нас уже ждал монах-смотритель. Дальше мы стали свидетелями и участниками благословения реликвиями. Из небольшого шкафчика поочередно доставались реликвии таких мастеров, о которых мы знаем только по книгам и священным текстам. К голове каждого из собравшихся бережно были приложены все реликвии. В некоторые моменты хотелось ущипнуть себя, чтобы удостовериться в том, что это происходило в реальности. Вот видео, а ниже список реликвий, которые нам довелось увидеть:

  1. Статуя Будды Шакьямуни, принадлежащая мастеру, у которого Джецун Таранатха получил обеты;
  2. Части рук мастера Тунманг Алак Намнанг Дордже;
  3. Одежда Джецуна Таранатхи;
  4. Одежда Кунга Палзанга, мастера, который лично встречался с Джецуном Таранатхой;
  5. Шапка Кункьена Долпопы;
  6. Церемониальная шапка всех мастеров монастыря Доге;
  7. Одежда Богдо-гегена Ринпоче;
  8. Спекшиеся при кремации сердце, язык и глаза мастера Тенпи Ньима;
  9. Спекшаяся во время кремации гортань мастера монастыря Доге Йонтена Гьяцо.

Стоит сказать, что спекшиеся части тела, такие как сердце, язык, глаза и гортань, свидетельствуют о высокой степени реализации мастера (обретение им ваджрных тела, речи и ума).

Наш последний вечер в Нгаве был отмечен ритуалом Махакалы (вот видео) в доме нашего Учителя и его семьи. Из монастыря Сер Гомпа были приглашены ламы и монахи, которые провели ритуал устранения препятствий на пути следования Дхарме российскими учениками школы Джонанг, а также у всех существ.

Теплые проводы следующего утра навсегда останутся в памяти. Мама нашего досточтимого Учителя специально вышла на улицу, чтобы попрощаться с нами, хотя ей сложно передвигаться. Накануне вечером она просила нас получше подкрепиться, так как путь в Дзамтанг в ее памяти, когда для перемещения использовали в основном лошадей, занимал много времени по горным дорогам и был утомительным. Мы не понимали слов, что она говорила нам на прощание, но чувствовали, что пожелания доброго пути и благословения для малознакомых ей людей, приехавших из далекой страны, шли из самого сердца.

 

Дзамтанг

Падмасамбхава предсказал, что йогин по имени Ратна Шри родится в Восточном Тибете в месте под названием Цавейлунт. Он разъяснит смысл множества тайных тантр и освободит многих живых существ. Реинкарнация одного из ригденов Шамбалы, Дунг Ратна Шри, жил между 1341—1435 годами. Он родился в королевской семье в округе Дзамтанг, в местности Гьялмо Цавей Ронг.

С ранних лет он осознал бренность скоротечного бытия и получил наставления от Репа Шераб Пала и обеты монаха от Кхенпо Данцанга. В возрасте 18 лет он перебрался в Уцанг и был полностью посвящен Кенченом Джангчупом Цемо. Затем он оттачивал свое мастерство в практиках сутры и тантры, у таких мастеров как Сазанг, Чогле Намгьял и Ньябон Кунга.

Ратна Шри стал великим ученым и достиг глубокого понимания внутренней и внешней пустоты. В 30 лет Кунчен Чокле Намгьял сказал ему, что, согласно пророчеству Долпопы, он должен перебраться в Кхам. Позже он проследовал в Верхний Тибет и основал несколько монастырей, в том числе Нгари Чезанг. Когда он достиг Дзамтанга, последними словами его молитвы были: «…победное знамя Дхармы было поднято».

Таким образом, в 1425 году был основан великий монастырь Дзамтанг, обитель величественных учений и бесконечной мудрости. Монастырь стал известен своими искусно выполненными статуями божеств. Там обучались Цейчуй Ратна Кирти, Агей Ньима Озер, логик Гьялва Санг, Чоджей  Шону Гьялцен и другие. В большом монастыре Дзамтанг существует три основных дочерних монастыря или монашеских обители, под названием Чоджей, Цейчуй и Цангва.

Вместе с Дунг Ратна Шри были приглашены другие ламы, такие как Лочен Чоджей  Гьялва Санг, Цейчуй Ратна Кирти и Агей Ньима Озер.

Чтобы помочь распространению традиции Джонанг в Восточном Тибете, первая реинкарнация Долпопы Гьялва Санг решил обучить множество геше, которые были посланы в сто восемь дочерних монастырей, основанных в ближайших областях. Во времена своей второй реинкарнации Гьялва Сенджей Тангьяд основал множество дочерних монастырей Дзамтанг, всего около четырехсот тридцати. В то же время дочерние монастыри Цангва распространились в Амдо и Голок, тогда как дочерние монастыри Чоджей  в основном возникли в области Гьяронг. Некоторые из основных дочерних монастырей Дзамтанг включали: 

  1. Маче Крево Даргон
  2. Дойлаханг Самдо
  3. Достод Гонсар Таши Линг
  4. Досмед Даргье Чосжонг
  5. Монастырь Рагтром
  6. Монастырь Джагмда
  7. Монастырь Ньегэй
  8. Монастырь Балхаканг
  9. Монастырь Лочог Стенг
  10. Монастырь Вобганкар
  11. Центр обучения и практики Гьягхата Шиллинге Туптен
  12. Монгольский монастырь Камалхаканг
  13. Монастырь Ра Лхаканг
  14. Монастырь Зигалхаканг

Утверждают, что около трех миллионов ученых обучались в Дзамтанге, включая таких как Ратна Кирти, логик Гьялва Санг, Кенчен Нгаванг Чопел Гьялцо, Бамда Тубтен Гелег Гьямцо, Кангмар Геше Лобсанг Чесдуп, Нгаванг Цокнье Гьялцо, великий ученый Джангва Скабгон Цанг, Джамцо Дордже Чанг, Чоджей Кючен, Джангтрул Кунга Пал, Лама Шамар Лодой, Лодой Дагпа, Лама Ринсанг, Вонгпо Пунцок, Цейчуй Ратна Кирти и один из современников Кенчен Ринчен Сангпо.

Следующая реинкарнация Цангпа, который составил много работ вместе с Нгаванг Намгьялом, Нгаванг Чопел Гьяцо и с Нгаванг Сангпо широко распространял учения линии сутры и тантры. Все учения таких мастеров, как ученый Нгаванг Йонтен Сангмо, великий Лобсанг Тинлей, Лама Каток Цекчук, Лама Калден и Лама Локо до сих пор сохранены в Дзамтанге.

В своей исторической книге, великий ученый Го Лоцава упомянул, что община монахов, практикующих Калачакру, распространилась в Кхам, и что сегодня около Желтой Реки (в Амдо, Нгава и Голок) много практикующих уходят в затворы длительностью три года и три месяца.

 

Итак, мы отправились в Дзамтанг.

Сначала мы поднимались в самые облака, потом спускались в живописные долины. По дороге были вынуждены сделать остановку часа на два из-за ремонта дороги, а пока ждали, познакомились с тибетцами. Они тоже ехали в Дзамтанг и, увидев нас, бледнокожых, разговорились с нами. Как выяснялось по ходу нашей немного странной по причине языкового барьера беседы, когда понимаешь речь только по интонации, интуитивно и по отдельным знакомым словам, они тоже оказались последователями традиции Джонанг, а их любимой практикой был Чод.

 

 

До открытия дороги было еще достаточно времени, поэтому мы решили забраться на склон горы и в окружении зеленых гор, благоухающих цветов и трав сделать практику Нендро. Через некоторое время на нас обратили внимание такие же ожидающие проезда. Они с интересом присматривались к странным туристам и прислушивались к знакомым священным словам, долетающим вниз со склона.

Пробираясь вдоль рек по ремонтируемым дорогам, миновав две полицейские проверки, мы приехали в Дзамтанг. Уезд включает в себя два поселка и десять волостей, по площади составляющие примерно три Москвы. В Дзамтанге, впрочем, как и везде в этой поездке, мы были очень ограничены по времени пребывания, а потому сразу отправились к главному монастырю Цангва, где нам предстояла встреча с Его Святейшеством Ламой Джигме Дордже, держателем трона традиции Джонанг, но, как оказалось, пока мы ехали из Нгавы в Дзамтанг, Его Святейшество в это же время ехал в обратном направлении в Сер Гомпу. Оставалось только ждать в надежде, что до отъезда наша встреча все же состоится.

А пока мы в сопровождении Тогме исследовали территорию монастыря. Она оказалась довольно большой. Например, чтобы пройти из одного конца в другой, нужно затратить минут пятнадцать, поэтому некоторые монахи перемещаются на мопедах.

Активно проводится реставрация и ремонт старых храмов, ступ, а некоторые сооружения только возводятся. Так, например, еще на подъезде к монастырю издалека видна строящаяся трехмерная мандала Калачакры. Высотой с двадцатиэтажный дом, она поражает своим масштабом. После завершения строительства мандала будет открыта для посещения, и каждый желающий сможет совершить внешнюю кору, а также воочию лицезреть внутреннее устройство дворца и пройтись по всем уровням.

 

                                                        Трехмерная мандала Калачакры

На территории монастыря есть особый храм, в котором установлена ступа с телом Кхенпо Йонтена Зангпо, ваджрного мастера монастыря Цангва и основного ученика Кхенпо Нгаванг Лодро Драгпа (ученик Бамда Тубтена Гелега Гьямцо). Тело Ламы Йонтена Зангпо во время посмертной медитации уменьшилось до размера тела маленького ребенка и до сих пор хранится в храме.

 

                                                                     Ступа Кхенпо Йонтена Зангпо

 

На следующий день мы отправились в обитель горных затворов, где в свое время уходил в длительные ретриты Кхенпо Нгаванг Лодро Драгпа.  Расположенная за горой, в уединении, она возвышается над монастырем. Не зная, где находится более удобная дорога наверх, в начале пути мы взбирались по крутому склону по диким тропам, где ходят только яки. Ближе к середине гора становилась более пологой и идти становилось легче, а бонусом к нагрузке нам был живописный вид на долину и монастырь.

Когда дошли до обители, нас встретил Лама (к сожалению, не удалось узнать его имени), находящийся в ретрите. Несмотря на строгий распорядок, он любезно согласился показать нам свой домик и попить вместе чай. Каждый такой ретритный дом окружен небольшим двориком. Внутри дом поделен на две части: одну занимает алтарная комната, вторая отведена под кухню и спальное место.

Пока мы пили вкуснейший в жизни кипяток, Тогме рассказал Ламе, кто мы такие и откуда приехали. Потом смысл разговора окончательно перестал угадываться, и мы погрузились в созерцание ретритного домика, его хозяина, в звуки ветра, запахи гор и лугов, которые доносились снаружи через открытую дверь.

Свободное время, которое нам могли уделить, понемногу заканчивалось, и до ухода мы успевали сделать краткий Чод. Мы сели во внутреннем дворике и приступили к практике. Это было непередаваемое ощущение сопричастности к этому месту и общей легкости от того, что вот так просто ты можешь сидеть в таком удивительном месте, читать священный текст, а звуки твоего голоса и голосов твоих друзей, находящихся рядом, вместе с синхронным звучанием колокольчиков и дамару разлетаются в горы и оседают эхом в каждой частице этой обители (вот видео).

Вечером мы посетили храм на территории монастыря, который прилегает к монашеским кельям.

 

Его Святейшество Лама Джигме Дордже

Считается, что во времена Будды Шакьямуни Его Святейшество царь Дхармы Джигме Дордже Ринпоче уже был высокореализованным Бодхисаттвой.

Его Святейшество царь Дхармы Джигме Дордже Ринпоче родился в 1944 году. Его рождение было ознаменовано множеством особых знаков, которые невозможно описать. Его поведение сильно отличалось от поведения других детей: он никогда не плакал, не капризничал, не доставлял беспокойства родителям. Многие буддийские мастера, монахи и практикующие миряне возносили хвалу этому ребенку как воплощению совершенного Бодхисаттвы, снизошедшего в этот мир.

Позднее Джигме Дордже Ринпоче направился в резиденцию школы Джонанг, монастырь Цангва в Рантанге (или Дзамтанг), где совершил простирания перед буддами. Его дядя, Аванг Генга Пунцок, живший в этом монастыре, распознал этого ребенка как эманацию святого существа. В соответствии с традицией признания перерожденцев, лама Данба Данжи и лама Агуба, а также другие высокопоставленные учителя подтвердили, что Джигме Дордже является перевоплощением Ринпоче, главы монастыря Цангва.

Международная ассоциация буддийской Сангхи провела церемонию вытягивания жребия из золотой вазы. Из ста двадцати возможных жребиев выпал только один, который подтвердил, что Лама Джигме Дордже является истинным воплощением царя Шамбалы Сучандры. При этом Его Святейшество Дордже Чанг Будда III (Ван Ко Еше Норбу) сделал это предсказание еще до того, как вытянули жребий. После официальной церемонии интронизации в монастыре Сайге в тибетской местности Аба и празднования этого события в монастыре Жоге Ринпоче вернулся в монастырь Цангва.

Джигме Дордже с самого детства проявлял незаурядную мудрость. Он с легкостью изучал и читал священные тексты, трактаты и ритуалы. Одним из его коренных мастеров стал Аванг Гонгки Дажи, являющийся ваджрным мастером монастыря Цангва и 44-м держателем трона Джонанг. Под его руководством Ринпоче изучал и практиковал пять подготовительных практик в традиции Джонанг, а также стадии зарождения и завершения Калачакра-тантры (Шесть йог Калачакры). Он достигал совершенного результата в любой практике, которой занимался.

В возрасте восьми лет Джигме Дордже должен был взойти на трон главы монастыря Цангва, но его дядя Аванг Генга Пунцок и Аванг Гонгки Дажи предупредили о том, что в данный момент это будет неблагоприятно. Они посоветовали Ринпоче вернуться в местность Аба, а в будущем, когда ситуация в мире стабилизируется, он должен будет вернуться в монастырь Цангва и учить Дхарме. Спустя некоторое время и Аванг Генга Пунцок, и Аванг Гонгки Дажи покинули этот мир, а лама Джигме Дордже, вернувшись в Аба, получил полные наставления от ламы Туджику.

Позже он стал учеником ламы Кесанга, который считался Нирманакаей одиннадцатиликого Бодхисаттвы Авалокитешвары. Под его руководством Ринпоче получил посвящения и учения линии передачи. В этот период он пас овец и медитировал в пещерах и других местах, путешествия от горы к горе. Он постиг единый вкус всех явлений, и его ум освободился от влияния внешних факторов. Тем самым он обрел свободу от сансары и продолжил свою практику в пещере.

После того как гонения на религию ослабились, Его Святейшество царь Дхармы Юндан Сангбу, настоятель монастыря Цангва, дважды отправлял людей в пещеру рядом с монастырем Зеланг в Аба, где находился Ринпоче, с просьбой сменить его на троне, но Ринпоче оба раза отказался. Когда Юндан Сангбу лично пришел к Ринпоче с хадаком, он дал свое согласие, памятуя о просьбе его трех коренных учителей. Джигме Дордже с большим почтением сказал Его Святейшеству царю Дхармы Юндану Сангбу: «Ваша мотивация и добросердечие подобны тем, которыми обладал мой отец. Вы мой учитель, я буду следовать вам». Ринпоче вернулся в монастырь Цангва и начал помогать в восстановлении монастыря и возведении буддийских статуй. Ринпоче проводил посвящения и передачи, а также наставления тем, кто находился в ретрите. Благодаря его действиям учения традиции Джонанг распространились повсеместно.

В 1998 году в соответствии с традицией Его Святейшество царь Дхармы Юндан Сангбу вручил Его Святейшеству царю Дхармы Джигме Дордже драгоценные реликвии мастеров прошлого, которые передавались из поколения в поколение: колокольчик, ваджр и особый текст «Наставления ″Ты постигнешь смысл, лишь узрев это″». Так Лама Джигме Дордже стал 47-м держателем трона Джонанг Калачакра и 11-м ваджрным мастером монастыря Цангва.

В настоящее время Его Святейшество царь Дхармы Джигме Дордже является держателем трона традиции Джонанг и настоятелем монастыря Цангва.

 

В последний день перед отъездом в Ченду мы были в ожидании встречи с Его Святейшеством: конечно же, нам хотелось, чтобы она состоялась, но при этом было какое-то внутреннее спокойствие при любом исходе событий.

Видимо, мы все еще были на волне нашей благой кармы, потому что Тогме сообщил, что Тулку Джигме Дордже вернулся в Дзамтанг. Нам несказанно везло! Теперь Тогме постоянно был на связи с кем-то из монастыря, чтобы не пропустить момент, когда сообщат, что мы можем идти на аудиенцию. И вот мы, как сказал наш Учитель «very lucky», с хадаками уже входим в комнату к Его Святейшеству, который встречает нас с такой теплотой, любовью и вниманием, что ощущаешь будто находишься в облаке благословения всей линии передачи Джонанг. Все напускное растворилось, ушло. На протяжении всей встречи не покидало чувство семейности и сильной защиты, исходившей от Его Святейшества.

Его Святейшество Тулку Джигме Дордже передал сущностные напутствия российским ученикам традиции Джонанг. Если вкратце, Он просил поддерживать, сохранять и распространять драгоценное учение Джонанг, изучать его, размышлять над ним, а также заниматься практиками. Его Святейшество выразил большую благодарность Ламе Йонтену Гиалтсо за то, что Он с большим усердием трудится ради развития буддийских учений на Западе и блага существ, а также ради учений Джонанг.

                                                Его Святейшество Тулку Джигме Дордже,

                                 держатель трона традиции Джонанг, настоятель монастыря Цангва

 

От себя я хочу пожелать, чтобы в жизни каждого появилась такая уникальная возможность встретиться с Учителем и следовать по пути Дхармы.

Пусть этот текст принесет благо всем существам!

О путешествии в Тибет рассказала Елена Новикова.

 

2020-02-01