Путешествие в Страну Снегов летом 2019 года. Часть 1

Порой в жизни происходят такие события, мысли о которых казались нереальными и почти сказочными: не только потому что они весьма непросто осуществимы в нашей повседневной действительности, но в силу своей редкости и уникальности подобны, пожалуй, попаданию слепой черепахи в золотое ярмо, плавающее в океане.

В один из субботних дней мы собрались на традиционную медитацию с драгоценным Учителем, Ламой Йонтеном Гиалтсо. Ничто не предвещало перемен в ближайшем будущем: регулярные практики в московском центре, намечался ретрит в Крыму. Но спонтанная активность взяла верх, и всё поменялось в одночасье: «Будет хорошо, если группа учеников сможет посетить монастыри Сер Гомпа и Дзамтанг в Тибете и получить благословение от эманаций Будды Ваджрадхары», — мягко сказал Учитель. В тот момент появилось ощущение, что все преграды преодолимы и нет никаких сомнений: ехать или нет!

Покупка билетов, получение визы, изучение статей о нравах тамошних китайских пограничников и того, что можно, а что нельзя ввозить и вывозить в Поднебесную, остались позади. И вот мы, четверо учеников, получаем благословение и последние напутствия от Учителя и на попутных ветрах кармы мчимся в аэропорт. Впереди многочасовой ночной перелет Москва-Ченду с пересадками (кто бы знал тогда, сколько еще часов предстоит провести в дороге, прежде чем мы достигнем нашей первой цели?).

Тогме — племянник Ламы, наш охранитель и бесценный помощник в этой поездке, без которого не произошло бы всего того, что было намечено — встречает нас в аэропорту Ченду, мы садимся в машину и направляемся в родной город Ламы, Нгава, в котором расположен один из крупнейших монастырей Джонанг — Сер Гомпа.

Не советую путешествовать на машине по Китаю ночью. И не потому что опасно, а по той причине, что китайцы активно строят дороги и на ночное время просто закрывают такого рода участки. Проехав часа три-четыре от Ченду, мы вынуждены были остановиться как раз из-за такого ремонта дороги и заселиться в ближайшую гостиницу до утра. После четырех часов сна, «бодрые» и «свежие», мы были готовы снова отправиться в путь среди низко опустившихся облаков.

  

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Еще около часа-полутора в пути, и мы приедем в Нгаву

 

Сер Гомпа

В Нгаве мы были уже днем, где по счастливому стечению обстоятельств мы остановились в доме нашего драгоценного Учителя и его семьи! Сказать, что нас приняли радушно и гостеприимно — не сказать ничего: в просторной комнате с видом на зеленые горы, в которой нас разместили, было тихо и уютно; внизу нас ждал уже сытный перекус из традиционного тибетского чая с молоком и маслом яка и выпечки, напоминающей наш «хворост», а также других вкусностей. Спустя час застолья Тогме дал нам знак, что впереди у нас еще много дел и пора ехать.

Недалеко, минутах в десяти езды на машине от дома Ламы, по соседству еще с сорока семью другими монастырями на тибетском плато на высоте 3200 метров над уровнем моря расположен крупнейший монастырь школы Джонанг — Сер Гомпа, насчитывающий около девятисот монахов (вот видео). Посвящения и наставления в нем по сей день проходят через чистую линию передачи без искажений и ослаблений в силу нарушения обетов.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некогда в месте пребывания Вайрочана жил министр тибетского короля Сонгцен Гомпо по имени Гар. В его семье родился Лама Сейцанг, который получил учения и наставления от Джецуна Таранатхи и в 1614 году основал монастырь Сей.

Сей Ньингпо Гьялцен и Сейньинг Гьен получили все посвящения и учения от Цангва Нгаванг Намгьяла и усердно практиковали здесь все наставления. Затем пришли Сей Лаванг Гьял и Тинлей Гьяцо (также ученик Нгаванг Намгьяла), привнесшие большой вклад в дело Дхармы, а затем Сей Джангчуп и высокореализованный Сей Нгаванг Гьяцо.

В то же время среди резидентных лам близлежащего монастыря Катанг были великие ученые Кунга Даргье и Шарцо Нака Гьялцен, а также Чогтрул Кунга Нгаванг Тинлей, Кар-лама Самдуп Гьяцо, великий ученый и йогин Темпа Чопел, Кьябон Кунга Гьяцо, Бонтрул Джигме Гьяцо, Чогтрул Темпа Гьялцен, Кунга Гьюрме Чоски Вангчук, а также духовный учитель Кар Дордже Чанг Кунга Шераб Чопел Гьяцо, одно из великих украшений Дхармы.

Монастыри Кар-ламы и Сей-ламы соединились после петиции к Йонтену Гьяцо в Самдуплинге, где по сей день сохраняются в неприкосновенности монастырь и монашеские обители, центр практик Калачакры, монашеский университет в Нгариглинге.

Хотя существует множество историй о том, как сюда приходили многие невероятные йогины и ученые, здесь приведем лишь несколько. Прежде всего, выдающийся ученый Ригзин Намсанг Дордже, родившийся в 1848 году и получивший учения от Дордже Йонтена Гьяцо и многих ученых. Он составил доступный для восприятия текст «Намко Чог Денке Динг» и многие геше были поражены его интеллектуальной мощью. Он стал известен как Домванг Пандита.

Среди других, связанных с монастырем Сей, были: Кончок Тензин, молодой Джамьянг Тенко и Алаг Донгванга, ваджрный мастер Калачакры, у которого было множество учеников, завершивших две стадии Пути.

Первым ваджрным мастером этого монастыря был великий йогин Кончок Чокьи Гьялцен, за ним высоко образованный Кончок Сангва Тае, а затем Пал Кунга Гьялцен (ученик Сей Йонтена Лхундрупа, Озер Цанга и Санг Цанга), про которого говорили, что услышав лишь его имя, человек засеивал семена реализации. Он также составил множество буддийских текстов, среди которых писания школы Джонанг.

Четвертым ваджрным мастером был милосердный лама Дордже Чангченпа. Затем был лама Кунга Тукдже Пал (Лама Кунга Тинлей Пал Сангпо, 1925—2000) — коренной Учитель Ламы Йонтена Гиалтсо, — чьи слова, как говорят, излучали благословение внутрь каждого. В возрасте тринадцати лет он перешел в монастырь Сей, получил обеты от Кончок Чокьи Гьяцо, и ему было дано имя Кончок Чокьи Пал. Он практиковал и изучал множество тантр, включая Шесть йог Калачакры и стал высокореализованным и известным своими великими деяниями.

Пятый ваджрный мастер Чокьи Озер был посвящен Чогтрулом Гарванг Ньимой и Лоцулом и жил сначала в монашеской обители Лунгсвон. В возрасте 16 лет Чава Кончок из монастыря Сей признал его реинкарнацией ламы Сангта Санг, так что он перебрался в Сей. Он получил учения от Ламы Джецуна Кунги Тугдже Пала и Картрула Ринпоче и был настоятелем монастыря в течение двенадцати лет. Сейчас настоятелем монастыря является Кхенпо Нуты Пал.

 

В те дни, что мы посещали монастырь, большая часть монахов разъехалась на каникулы по домам, поэтому на территории было немноголюдно и довольно тихо.

Но даже благодаря тем, кто остался, создавалось ощущение пристального внимания к иностранцам (нашей небольшой группе), которые по непонятным причинам, возможно, по ошибке, оказались внутри монастыря. Наверное, еще большее удивление мы вызвали своим появлением у монахов, когда вошли в ретритный дом по Шести йогам Калачакры, куда вход воспрещен кому бы то ни было извне!

       Только кошачье семейство в ретритном доме чувствует себя совершенно свободно

 

Вернемся на несколько минут назад. Под четким сопровождением Тогме и Зангпо, близкого монастырского товарища нашего Учителя, мы подошли к воротам ретритного дома и стали ждать. Не совсем понимая, что происходит, мы смиренно стояли и ждали, пока наш драгоценный Учитель передаст по телефону все инструкции Тогме, а затем уже на английском сообщит нам. Как потом выяснилось, в тот день, что мы приехали в Сер Гомпу, одна группа монахов закончила трехлетний ретрит по практикам Калачакры, наставником в котором был молодой Джигме Дордже — ваджрный мастер. Вероятность, что нас примет столь высокий мастер и в такой день, была близка к нулю.

 

Но спустя всего лишь несколько минут (не часов!) ворота дома открылись, и нам позволили войти. Мы прошли в небольшой двор, в который выходили комнаты практикующих в ретрите монахов. Подходя к храму, в голове невольно пролетали мысли о том, что кем же надо было быть в прошлых жизнях, что мы идем сейчас здесь, в этом недоступном для обычных мирян месте, но в то же время не обладая достаточными заслугами, чтобы иметь возможность практиковать столь высокие учения, будучи монахами?

И вот мы зашли в храм, где нас принял Джигме Дордже (видео аудиенции).

                                              Джигме Дордже, ваджрный мастер

Нам передали лунг на мантры, а затем к очередному изумлению монахов Джигме Дордже подарил нашему буддийскому центру статую Будды Амитаюса (Будда долгой жизни), которую ему поднесли в этот день монахи по случаю окончания трехлетнего ретрита! Удивление на их лицах было весьма красноречивым. Также нам передали ваджр и колокольчик (символ метода и мудрости), книгу с учениями Кунга Дролчока и колесо Дхармы.

Джигме Дордже встретился с нами в день окончания трехлетнего ретрита по Шести йогам Калачакры

Совсем в нескольких шагах от ретритного дома расположился дом Ламы Кунга Тукдже Пала, коренного Учителя нашего мастера, Ламы Йонтена Гиалтсо. Тогме и Лама Зангпо договорились со смотрителем, чтобы нам позволили войти во двор и немного побыть в самом доме: мы сделали обхождение вокруг ступы, а затем прошли в дом, где жил мастер. Одна комната, размером около десяти квадратных метров, без печки (в условиях высокогорного Тибета!), в которой находились небольшой алтарь, кровать, стеллаж, где лежат книги, а также личные вещи: обувь, накидка и шапка Ламы Кунга Тукдже Пала — всё очень скромно (смотрите видео).

                                  

С мирской точки зрения Лама Кунга Тукдже Пал Ринпоче жил бедно, страдал от болезней и т.д. Однако именно благодаря своей бедности он никогда не терял самоотверженной веры в буддизм. Ринпоче развил особую преданность к великому мастеру традиции Джонанг Долпопе Шерабу Гьялцену. Всякий раз, когда он вспоминал о сострадательных деяниях Долпопы, он не мог сдержать слез. Как-то сам Ринпоче сказал: «Однажды во сне я испытал совершенно особые переживания, когда Всеведущий Долпопа Шераб Гьялцен даровал мне руководство по Шести йогам Калачакры (дословно «Взращивание семени Освобождения лишь созерцанием»)».

Многие выдающиеся ламы считали, что Ваджра Лама Кунга Тукдже Пал Ринпоче был на самом деле проявлением мастера Долпопы Шераб Гьялцена, чего сам Ринпоче никогда не признавал. Только после нескольких десятилетий практики Дхармы он был признан ваджрным ламой монастыря Сайга и ваджрным ламой монастыря Жоге. Он давал учения, проводил посвящения, организовывал обучение резьбы по дереву, строил центры затворов, внеся неоценимый вклад в развитие традиции Джонанг и распространение учения Будды.

Ринпоче был признан как местной властью, так и кругом выдающихся лам. Он посвятил всю свою жизнь распространению Дхармы и учений по Шести йогам Калачакры (давал тайные наставления по трехлетнему ретриту стадии завершения Калачакра-тантры), а также Срединного пути — пустоты-от-другого (Жентонг), уникального философского учения школы Джонанг. Лама Кунга Тукдже Пал Ринпоче обучил множество студентов как на родине (в Лхасе, Шанхае, Сычуани), так и за ее пределами.

По искренней просьбе многих своих последователей Ринпоче прожил еще один год до своего ухода. Однажды он попросил: «Впоследствии, пожалуйста, не раздавайте мой прах в качестве подношения». Когда его спросили о его будущем рождении, он ответил: «Все зависит от желания моих последователей! Моя смерть совершенно не означает, что я далеко от вас! Если у вас есть вера, я буду даже ближе к вам, чем сейчас!»

Сам уход Ламы Кунга Тукдже Пала Ринпоче был наставлением для его учеников, укрепив и усилив их веру в учение Будды. Его уход сопровождался многочисленными чудесными знамениями, что еще раз подтвердило его высокую реализацию и также стало уроком о непостоянстве для его учеников. С этой точки зрения, его уход не являлся печальным событием. Мы как обычные существа не можем помочь обычным существам избавиться от страданий, что является признаком себялюбивого ума. Ваджра Лама Кунга Тукдже Пал Ринпоче — истинное проявление всех будд, свободное от страданий или обыденного мирского ума.

 

Последние десятилетия почти по всему Тибетскому автономному округу идет массовая реконструкция монастырей, храмов, статуй, разрушенных в годы Китайской культурной революции. Очень часто восстановление идет за счет частных средств китайских спонсоров, которые активно вкладывают финансы в развитие того или иного монастыря, а иногда даже и всей близлежащей местности. Такой подход весьма дальновиден — ведь внешняя благоустроенность и роскошное убранство монастырей сулит приток туристов, и как следствие — доход. Сер Гомпу, к счастью, это коснулось в меньшей степени, здесь не встретишь такого активного вмешательства извне, что позволило монастырю сохранить свою аутентичность и камерность. Однако отдельные признаки влияния все же невозможно было не заметить. В частности, на территории монастыря строится новый большой храм.

                             Калачакра яб-юм                                                  Роспись в храме

Статуя Будды Майтреи в храме рядом с домом Ламы Кунга Тукдже Пала поражает своими размерами и монументальностью.                                           

                                                                                  Множество статуй Долпопы на алтаре в храме

 

Вместе мы обошли почти всю территорию монастыря. Но посещение одного места женской частью нашей дружной команды было под строгим запретом, таким местом был храм Махакалы. И пока мы, три девушки, делали кору вокруг храма, начитывая мантру под крик ворон и обдаваемые ветром с можжевеловым дымом, наш ваджрный брат Василий в сопровождении Зангпо был допущен внутрь. Так изначально сложилось, что практика Махакалы считается сугубо мужской и женщины не могут находиться в храме Махакалы, а также выполнять данную практику (к счастью, такая традиция сохранилась только в Тибете). Снаружи мы заметили двух женщин, которые пришли к храму сделать простирания и начитать мантры.

 

 

                                                                                                У храма Махакалы

                                  Василию было разрешено пройти в храм Махакалы

 

Так прошел наш первый и очень насыщенный день в Сер Гомпе. До захода солнца оставалось время, и мы отправились в еще один монастырь Джонанг, Цейнанг, рядом с которым находится пещера Мачиг Лабдрон — йогини, которая основала практику отсечения привязанности к собственному «я» (Чод).

Монастырь Цейнанг

Монастырь Цейнанг находится над Ньянгчунгмо, в Восточном Тибете. Изначально этот центр затворов был местом пребывания знаменитого йогина Джигме Кхецун Гьяцо, который был первым великим ламой, остановившимся здесь во время своего путешествия из Дзамтанга. Находясь там, он дал глубокие наставления по Шести йогам Калачакры своим ученикам. Он имел видение сотни земель Будд на каждой фазе своей медитативной практики и получал наставления в этом чистом состоянии. Центр затворов был основан здесь около пятисот лет назад.

В Цейнанг приходило множество великих реинкарнаций, среди них Кува-лама, Сница-лама и другие мастера, изготовившие здесь три изображения Будд и Бодхисаттв и внесшие вклад в процветание Дхармы. Позже местные жители отдали это место основному ученику Цангва Нгаванг Намгьяла, Кхецуну Даргье, который находился в пещере Дананг, и его ученику Кунге Лхундрубу, который был родственником Докгей Понлоба. Он превратил центр горных затворов в монастырь. Это было около трехсот лет назад. Начиная с этого времени, следующие реинкарнации Докгея управляли монастырем и неотступно следили за стандартами дисциплины и практиками Дхармы в монастыре. В это время Чодпа Тенсел, великий практик Нгаванг Джигме и многие другие пребывали здесь.

Монастырь Цейнанг связан со славной джонангпинской линией великих мастеров Калачакры. Ими были Кунга Йонтен Гьяцо (род. в 1818 г.), его ученик Ригдзин Намнанг Дордже (родившийся в год земляной обезьяны) и Нгаванг Дондуп (родившийся в 1640 г. и ушедший в возрасте 55 лет). Затем Нестон Темпа Гьялцен пришел сюда в 1915 г. и оставался на протяжении 58 лет, тогда как Кунга Кхецун Сангпо родился в 1904 году и жил здесь 82 года.

Великая Калачакра-тантра одна из многих практикуемых здесь сегодня.

                                                     Трехмерная мандала Калачакры

                                                              Калачакра яб-юм

 

                  Долпопа Шераб Гьялцен                                                Джецун Таранатха

Среди Кхенпо, живших в этом монастыре, были: Кечен Кунга Гьялцен, Нгаванг Шераб Селджед, и великие ученые Йонтен Гьяцо, Дронг Йонтен Гьяцо и Сонам Дордже. Здесь есть зал для собраний, молебные комнаты, золотая палата, три больших статуи божеств и другие очень ценные реликвии. Сейчас здесь живут почти двести лам и монахов.

                                                                            Храм 21 Тары

Центр затворов Мачиг Лабдрон «Дом танцующих Дакинь»

Такое название дали пещере около монастыря Цейнанг, расположенной в живописных окрестностях. Многие практикующие достигли здесь высоких реализаций, а йогины с высшими способностями достигали реализаций за несколько дней или месяцев.

Именно здесь духовный ученик Лхундруп Гьяцо, Кунзе, проводил практику Чод. Этот ученый практиковал во многих горах Китая, Индии и Тибета. Он возвел здесь статую Мачиг Лабдрон, которую можно увидеть и сегодня. Утверждают, что статуя может чудесным образом говорить. Позже ученик Кунзе, Лама Донг Цангва Джигме, пребывал здесь длительное время. Среди других лам, практиковавших здесь, были высокореализованные Нгаванг Цултрим Гьяцо, Лама Стонгца Нгаванг Гьяцо, ученый и йогин Кунга Гьялцен, Кунга Кхецун Сангпо (которого считают эманацией Арья Джигме Ванчгука) и многие другие высокообразованные ученые. Они обрели контроль над своими умами и смогли устранить все омрачения.

Во время китайской оккупации статуя Мачиг Лабдрон и пещера сохранились, статую спрятали в ящике, украшенном множеством орнаментов. Практикующий Нездел Джогпа и многие другие пришли сюда, чтобы медитировать.

 

И снова все двери были открыты для нас — нам удалось пройти в саму пещеру Мачиг Лабдрон и даже выполнить там практику краткого Чода в небольшом окружении других лам и монахов, которые, узнав о нашем приезде, присоединились к нам и любезно проводили в пещеру. Надо сказать, что практически все лестницы в тибетских храмах и домах строятся почти под прямым углом. Поднимаясь по ним, нужно быть очень аккуратным, чтобы, во-первых, не стукнуться головой о потолок, а во-вторых, банально удержаться на ней и не упасть. Так вот, лестничный угол в пещеру был настолько крутым, что сверху свисала специальная веревка, за которую можно было ухватиться при подъеме.

Сейчас пещера немного обустроена: возведена небольшая пристройка, спасающая ее от снега и дождя; внутри есть алтарь, подведено электричество, для практикующих заботливо принесены ковры и подушки, чтобы не так холодно было сидеть.

Сделав простирания и немного осмотревшись в пещере, мы расселись по местам и приступили к краткому Чоду. Все бы ничего, но на нас пристально смотрело четыре пары глаз и каких! Ко всему прочему нас стали снимать на телефон. Как потом выяснилось, это видео разошлось по всему чату, в котором состоят ламы и монахи традиции Джонанг и наш Учитель. Мы, конечно, старались, ведь по нам в определенной степени оценивался общий уровень учеников школы Джонанг в России. Когда мы закончили, в знак одобрения нам показали большой поднятый палец. Затем нам поднесли с алтаря очень старый хадак, который хранился в пещере многие годы.

                                                           Фото в пещере с Ламами

Домой мы вернулись, когда уже начало темнеть.

 

 

О первом дне путешествия в Тибет рассказала Елена Новикова.

Продолжение здесь.

 

 

2020-01-30