Развитие буддизма в Тибете

Король Тибета Трисонг Деуцен (742 - 797) пригласил Падмасамбхаву в Тибет для того, чтобы он покорил злых духов и распространил учение Будды. Среди тибетцев он известен как «Гуру Ринпоче», т.е «Драгоценный Учитель». Он превозмог все препятствия и покорил зло, трансформировав их в поле позитивной энергии, которое и стало основой распространения буддизма в Тибете - Стране Снегов.

Также Король пригласил настоятеля монастыря Наланда Шантаракшиту. Именно Шантаракшита посоветовал Королю пригласить Гуру Падмасамбхаву, т.к развитие буддизма в Тибете встречало невероятные препятствия. Около 779 года великий бодхисаттва Шантаракшита, Гуру Падмасамбхава и Король вместе построили монастырь Самье. Самье стал центром изучения буддизма, а также местом первых переводов индийских буддийских текстов на тибетский.

На протяжении многих лет в Тибете Шантаракшита и Гуру Ринпоче преподавали Сутру и Тантру. Гуру Ринпоче даровал учения высочайших тантр своим 25 ближайшим ученикам. Эти ученики стали первыми тибетскими йогинами, достигшими высоких реализаций, и их духовные достижения принесли пользу бесчисленным множествам живых существ.

Вималамитра, индийский мастер, пришел в Тибет примерно в то же время. Он тоже обучал многим тантрам, многие из его учеников достигли реализации и продолжили его линию передачи во благо всех живых существ.

Гуру Падмасамбхава спрятал сотни учений в форме свитков, скульптур, изображений и ритуальных предметов, для того, чтобы они были открыты в будущем, в подходящее время. Он видел, что люди еще не готовы к некоторым практикам, но они могут помочь будущим поколениям. С тех пор, более сотни мастеров тантры находили какое-либо скрытое учение и обучали ему, согласно воле Падмасамбхавы, своих учеников. Эти скрытые учения называются Терма - «то, что раскрыто».

Среди многих обширных систем, философских методологий и тантрических линий передач, дарованных индийскими буддийскими мастерами их тибетским последователям, существуют две основные категории учений:

  1. Ньингма («старая») и Сарма («новая»).
  2. Третьей, отдельной категорией является Бон — тибетская добуддийская религия.

Традиция Ньингма содержит учения, переданные во времена Тибетской империи VIII—IX веков. Именно в этот период, также известный как «раннее распространение» или начальный период, тантры переводились с санскрита на тибетский. По приглашению тибетского короля Трисонг Децена в Тибет прибывают настоятель Наланды Шантаракшита и кашмирский мастер Падмасамбхава, а также привозятся и переводятся так называемые старые тантры. Несмотря на то, что уже в X веке переводы были прерваны, традиция Ньингма существует до сих пор.

Традиции Сарма возникли в конце X века, с «поздним распространением», когда были переведены различные циклы тантр, комментарии и руководства по медитации. С X по XIII век возникло множество новых школ тибетского буддизма, однако в настоящий момент наиболее известны четыре из них: Сакья, Кагью, Джонанг и Гелуг.

Монастырь Сакья стал самым первым из четырех школ и был заложен в 1073 году Контаном Кончоком Гьялпо (1034—1102).

Позже, в 1121 году Гампопой (1079—1153), близким учеником Миларепы (1040—1123), был основан горный монастырь Гампо, первый монастырь школы Кагью.

В 1294 году в область Джомонанг прибыл Кунпанг Тукдже Цондру (1243—1313) и основал школу Джонанг.

Более чем век спустя, в 1407 году, Дже Цонкапа Лобсанг Дракпа (1357—1419) переосмыслил уже существовавшую школу Кадам и основал монастырь Ганден в высокогорьях центрального Тибета, где и появилась школа Гелуг.

В дополнение к Ньингма и четырем действующим школам Сарма также существовали малые линии передач, такие как Жалу, Ургьен, Бодонг и Кадам. За исключением Бодонг и Кадам, многие из других малых школ не выжили, а их тексты и практики были ассимилированы и сохранены четырьмя школами Сарма.