Сакья

ШКОЛА САКЬЯ
Линия передачи школы Сакья берет начало от Будды Шакьямуни. Она была основана в IX веке великим индийским йогином Вирупой, одним из восьмидесяти четырех махасиддхов. Преемником Вирупы был Гайядхара (994 — 1043), а затем тибетский ученик Гайядхары — Дрокми Лоцава Сакья Еше (992 — 1072). Дрокми Лоцава передал главенство своему основному ученику Кхон Кончоку Гьялпо (1034 — 1102), который построил великий монастырь в Цанге (центральная часть Тибета). В этом регионе земля имеет серый цвет, что и дало название школе Сакья, буквально «серая земля». Официально школа Сакья была основана в 1073 году Кхоном Кончоком Гьялпо.


РУКОПИСИ САКЬЯ

Основными в школе Сакья являются буддийские каноны Кангьюр и Тенгьюр. Кроме того, используются учения мастеров школы Сакья: индийских махасиддхов, а также таких учителей, как Сачен Кунга Ньингпо (1092 — 1158), Сонам Цемо (1142 — 1182), Дракпа Гьялцен (1147 — 1216), Сакья Пандита Кунга Гьялцен (1182 — 1251) и Дрогон Чогьял Пакпа (1235 — 1280), которых также называют пятью патриархами школы Сакья.

Горампа Сонам Сенге (1429 — 1489) и Панчен Шакья Чокден (1428 — 1507) — авторы самых известных комментариев к учениям Сакья. Их работы содержат бесчисленное множество комментариев на учения сутры и тантры и известны во всех школах тибетского буддизма.

 

ЛАМДРЕ И ДРУГИЕ УЧЕНИЯ

Ламдре

Сердце школы Сакья — это учения Ламдре («учения Пути и Плода»), которые приводят практика к полному пониманию и реализации Хеваджра-тантры.
Ламдре, являясь синтезом всех путей и плодов высоких классов тантры, считается одним из самых подробных и структурированных путей.

Традиция Ламдре возникла благодаря индийским мастерам: Вирупе (IX век), Авадхутипе, Гаядхаре (994 — 1043) и Шакьямитре (ученик Нагарджуны), которые передали основные положения тибетскому переводчику Дрокми Лоцаве. Эта линия передачи до сих пор является непрерывной.

Особый вклад в традицию Ламдре внес Мучен Семпа Ченпо, ученик Нгорчена Кунга Сангпо (1382 — 1457), который разделил линию передачи на две части: инструкции для приближенных учеников и наставления для групп верующих. В учениях Ламдре считается, что сансара и нирвана нераздельны.

Другие тантрические практики

Помимо Ламдре, практикующие в традиции Сакья опираются на такие тантрические практики, как Хеваджра-тантра, Чакрасамвара-тантра, Махакала и другие.

 

Восемнадцать основных трактатов

В монастырях Сакья интенсивно изучаются восемнадцать основных трактатов, которые посвящены Праджняпарамите — добродетели мудрости, Винайе — монастырской дисциплине, Мадхьямаке — Срединному пути Нагарджуны, Абхидхарме — феноменологии, Прамане — логике и теории познания и многим другим дисциплинам. «Различение трех обетов» и «Сокровищница разъяснений правильного осознавания» Сакья Пандиты, а также сборники работ Горампы Сонам Сенге и Панчена Шакья Чокдена являются самыми известными трактатами школы Сакья.

 

ЛИНИЯ ПЕРЕДАЧИ ШКОЛЫ САКЬЯ И ЕЕ ДЕРЖАТЕЛИ

Линия передачи Сакья тесно связана с семьей Кхон, которая, согласно истории школы, является потомками небесных существ. Непрерывная линия передачи семьи Кхон началась с основателя школы Сакья, Кхона Кончока Гьялпо (1034 — 1102), и существует в наше время.

Индийская линия передачи наставлений Вирупы идет через Кхона Кончока Гьялпо к его сыну Сачену Кунга Ньингпо (1092 — 1158), который продемонстрировал невероятные духовные достижения и являлся знатоком учений Сутры и Тантры. У него было четверо сыновей: Кунгабар, Сонам Цемо, Джецун Дакпа Гьялцен и Палчен Ринпоче.

Сонам Цемо (1142 — 1182), второй сын, стал великим ученым в возрасте шестнадцати лет, имел видение божеств мудрости, а также воспитал множество духовно реализованных учеников.

Джецун Дакпа Гьялцен (1147 — 1216), третий сын, взял обеты мирянина и продемонстрировал духовные таланты в очень юном возрасте. В возрасте одиннадцати лет он даровал свое первое учение по Хеваджра-тантре. Джецун Дакпа Гьялцен стал основным держателем линии Сакья.

Его племянник и сын Палчена Ринпоче — знаменитый Сакья Пандита Кунга Гьялцен (1182 — 1251) — стал сердечным сыном Джецуна Дакпа Гьялцена.
Сакья Пандита освоил философию, логику, санскрит, астрологию, поэтическое мастерство, а также искусство буддийских и небуддийских школ. Он обучался у множества индийских, непальских, кашмирских и тибетских мастеров, благодаря чему стал одним из величайших ученых мужей Тибета. Он получил полные монашеские обеты в возрасте двадцати семи лет от кашмирского пандита Шакья Шрибхадра и всю жизнь соблюдал их без малейших нарушений.

В 1244 году монгольский хан Годан, правнук Чингисхана, пригласил Сакья Пандита в Монголию, который стал широко распространять буддийские учения. Дрогон Чогьял Пакпа, племянник Сакья Пандита, стал его основным учеником, а затем и держателем школы Сакья. В 1253 году он был приглашен ханом Хубилаем в качестве наставника — к тому времени и Сакья Пандита, и хан Годан уже почили. Чогьял Пакпа изобрел новую монгольскую письменность.

Благодаря своим знаниям и духовной реализации хан Хубилай, являясь преданным практиком буддизма, сделал буддизм государственной религией Монголии, а также передал Чогьялу Пакпа в управление три провинции Тибета. Чогьял Пакпа стал первым правителем, имеющим полную религиозную и светскую власть над всем Тибетом. Его преемником стал брат Чакна, а школа Сакья правила Тибетом более ста лет.