Развитие буддизма в Тибете

Король Тибета Трисонг Децен (742—797) пригласил Падмасамбхаву в Тибет для того, чтобы он покорил злых духов и распространил учение Будды. Среди тибетцев он известен как «Гуру Ринпоче», то есть Драгоценный Учитель. Он преодолел все препятствия и вредоносные силы, трансформировав их в позитивную энергию, которая стала основой распространения буддизма в Тибете, Стране Снегов.

Также король пригласил Шантаракшиту, настоятеля монастыря Наланда. Именно Шантаракшита посоветовал королю пригласить Гуру Падмасамбхаву, поскольку развитию буддизма в Тибете мешали невероятные препятствия. Около 779 года великий бодхисаттва Шантаракшита, Гуру Падмасамбхава и король возвели монастырь Самье. Самье стал центром изучения буддизма, а также местом первых переводов индийских буддийских текстов на тибетский.

На протяжении многих лет в Тибете Шантаракшита и Гуру Ринпоче преподавали Сутру и Тантру. Гуру Ринпоче даровал учения высочайших тантр своим 25 ближайшим ученикам. Эти ученики стали первыми тибетскими йогинами, достигшими высоких реализаций, и их духовные достижения принесли пользу бесчисленным множествам живых существ.

Вималамитра, индийский мастер, пришел в Тибет примерно в то же время. Он также обучал многим тантрам, многие из его учеников достигли реализации и продолжили его линию передачи во благо всех живых существ.

Гуру Падмасамбхава спрятал сотни учений в форме свитков, скульптур, изображений и ритуальных предметов, для того чтобы они были открыты в будущем, в подходящее время. Он видел, что люди еще не готовы к некоторым практикам, но они могут помочь будущим поколениям. С тех пор более сотни мастеров Тантры находили какое-либо скрытое учение и обучали ему, согласно воле Падмасамбхавы, своих учеников. Эти скрытые учения называются терма — «то, что раскрыто».

Среди многих обширных систем, философских методологий и тантрических линий передач, дарованных индийскими буддийскими мастерами их тибетским последователям, существуют две основные категории учений:

  1. Нингма («старая»);
  2. Сарма («новая»);
  3. Бон (тибетская добуддийская религия).

Традиция Нингма содержит учения, переданные во времена Тибетской империи VIII—IX веков. Именно в этот период, также известный как «раннее распространение» или начальный период, тантры переводились с санскрита на тибетский. Несмотря на то, что уже в X веке переводы были прерваны, традиция Нингма существует до сих пор.

Традиции Сарма возникли в конце X века, с «поздним распространением», когда были переведены различные циклы тантр, комментарии и руководства по медитации. С X по XIII век возникло множество новых школ тибетского буддизма, однако в настоящий момент наиболее известны четыре из них: Сакья, Кагью, Джонанг и Гелуг.

Монастырь Сакья стал самым первым из четырех школ и был заложен в 1073 году Контаном Кончоком Гьялпо (1034—1102).

Позже, в 1121 году Гампопой (1079—1153), близким учеником Миларепы (1040—1123), был основан горный монастырь Гампо, первый монастырь школы Кагью.

В 1294 году в область Джомонанг прибыл Кунпанг Тукдже Цондру (1243—1313) и основал школу Джонанг.

Более чем век спустя, в 1407 году, Дже Цонкапа Лобсанг Дракпа (1357—1419) переосмыслил уже существовавшую школу Кадам и основал монастырь Ганден в высокогорьях центрального Тибета, где и появилась школа Гелуг.

В дополнение к Нингма и четырем действующим школам Сарма также существовали малые линии передач, такие как Жалу, Ургьен, Бодонг и Кадам. За исключением Бодонг и Кадам, многие из других малых школ не выжили, а их тексты и практики были ассимилированы и сохранены четырьмя школами Сарма.