Три дня в «стране снегов», на Родине Учителя

По дороге из Санкт-Петербурга в Москву после учений в августе 2016 года Лама Йонтен Гиалтсо неожиданно озвучил идею поездки в Восточный Тибет. Сама возможность провести время на Родине Учителя казалась благословением, и я ответил, что приложу необходимые для этого усилия. С благословения Ламы я вместе с Александром отправился в эту особую поездку…

Так уже 13 сентября наш самолет из «Шереметьево» приземлился в аэропорту Китая. Из Шеньчженя мы с Александром И. перелетели в Ченду, где встретились с тибетцем - близким знакомым Ламы, который по Его просьбе взялся отвезти нас из Ченду в Нгаву на своем автомобиле. 16 сентября мы, проделав семичасовой живописнейший путь, прибыли на место. Это оказался небольшой город на Востоке Тибета в провинции Амдо (после оккупации частично вошла в китайскую провинцию Сычуань) под тибетским названием Нгава.

Разместившись в отеле и совершив короткий визит в дом, где нас приветствовала мама Ламы, мы отправились ознакомиться с главной для нас достопримечательностью этого города -крупнейшим монастырским комплексом традиции Джонанг - Сер Гомпа, в котором длительное время проходил обучение Лама Йонтен Гиалтсо. Ваджрным Мастером этого монастыря во время обучения Ламы был его коренной учитель Лама Кунга Тукдже Пал. Сер Гомпа - один из двух основных крупнейших монастырских комплексов традиции Джонанг. Вторым является Цанва Гомпа, настоятель которого нынешний держатель трона Джонанг - Лама Джигме Дордже. Этот монастырь традиции Джонанг находится на расстоянии порядка 200 км западнее от Нгавы, в районе Дзамтанг.

Знакомый Ламы, отвозивший нас в Нгаву.

Живописный пейзаж.

Старый действующий корпус монастыря, разместившийся на главной площади комплекса Сер Гомпа, внутри которого находится большой зал для проведения учений.

Сер Гомпа представляет собой огромный комплекс, раскинувшийся на территории не менее 20 га, включающий старое здание монастыря, ступу, школу при монастыре, дома монахов и служителей, открытую площадь, новый большой монастырь, семиэтажное здание библиотеки, в котором возводится грандиозное скульптурное сооружение.

Одно из зданий храмового комплекса, примыкающее к главному корпусу. Бросается в глаза обилие необычных фигур на кровле, которые не попадались нам на глаза в других монастырях этой местности.

То же что и предыдущее фото, но вид сбоку. С этого места, во всяком случае для меня, началось знакомство с любопытнейшей тибетской архитектурой. Особенно примечательны строительные решения кровли, окон, дверей, которые внешне и по составу материалов несущественно отличаются от тех, которые использовались на протяжении последнего тысячелетия. Это свойственно не только монастырским комплексам, школам, но и гражданской архитектуре.

Главная ступа монастыря Сер Гомпа.

Гаруда на страже.

Внутри ступы. Там, где неизбежно обнаруживаешь себя на Пути.

Взгляд, который не отпускает.

Подъемный кран на фоне застывшей истории.

Время в Тибете ощущается совершенно иначе. Местами оно пропадает вообще, растворяясь в застывшей каноничности архитектуры, ритуала, быта и всего того, что составляет окружающую действительность. А местами оно прорывается, как на этом кадре, через присутствие объектов из новой эпохи.

Центральная фигура возводимой скульптурной композиции, размещающейся в отдельном семиэтажном здании. Будда Майтрея. Высота не меньше 20 метров.

Опять к вопросу строительных решений и сочленений, возникших в глубине веков раз и навсегда…

Особая ступа Сер Гомпы, ступа Ламы Кунга Тукдже Пала.

Ступа Кунсанга Шенпена Ринпоче, ученика Ламы Кунга Тукдже Пала.

Гостеприимный монах с ключами, которые открывают храм.

Тот самый зал, где веками звучала и звучит дхарма из уст держателей Учения, где будучи монахом получал наставления Лама Йонтен Гиалтсо.

Одна из башен стены окружающей монастырский комплекс Сер Гомпа.

Пользуясь доверием, основанном на уважении к Ламе Йонтену Гиалтсо, нас провели через все здание строящегося храмового комплекса на самый верх. По размерам он в разы превышает старое здание.

Внизу виднеется городок при монастыре, в котором живут настоятели и монахи.

Стройка новой Сер Гомпы и вид на горы за речной долиной, опоясывающей Нгаву.

Вид в противоположную сторону: тоже горы, но как разнятся ощущения. Небо в Тибете заслуживает отдельного внимания. Небо везде как ворота в пространство, но в Тибете это перестает быть просто метафорой.

Часть комплекса. Виден закрытый двор большой школы при монастыре, ступа, долина реки и пылевые бури в окружающем предгорье.

Мягкая политика Китая в Тибете включает принудительное закрытие школ при монастырях, что не может не сказываться на наполненности живительных ручьев и родников, питающих полноводную реку Сангхи монастырей.

То самое здание библиотеки под отдельной крышей. Везде небо.

Типичный пейзаж Амдо. Небо, солнце, горы, выросшие из земли жилища, в прямом и переносном смысле…

Нгава. Китайский дракон рвется ввысь.

Нетленная доминанта.

Святая святых тибетского монастыря - скрытый внутренний верхний уровень ступы. Вход только для сильных кармой.

Открытие семиэтажного чуда ждет своего часа и переливается в игре света и лучей.

На приеме у Царя Дхармы. Нынешний настоятель монастыря в Дзамтанге и держатель трона Джонанг - Лама Джигме Дордже.

На выезде из Нгавы в сторону священной горы Ерце. Защитники в лесах.

Дорога в небеса.

В окрестностях священной горы Токар Фредзюнг.

Там где ни кого не видно, но всегда кто-то есть.

В гостях у нагов.

Встретившийся тибетский школьный учитель с учениками на прогулке.

Мы - тибетцы.

Александр.

Профили и лица.

Если правильно расслышал, то это Андоя Гомпа, самая старая на местности, ей 625 лет, построена прямым учеником Цонкапы.

Пятнышки яков на теле тибетской земли…

Типичное или, правильнее сказать, каноническое жилище вполне состоятельных амдосцев. Выросшее из земли и из земли же состоящее.

Деревня.

Гоман Гомпа, традиция Гелуг. Впечатляет перспективой и симметричностью композиции.

Умение отстаивать и удерживать позицию в споре.

Большая ступа. В Амдо к такой грандиозности начинаешь быстро привыкать.

Монастырь традиции Джонанг - Дзина Гомпа. Рядом с ним находится та самая пещера Мачиг Лабдрон.

Обыкновенная школа поблизости от Дзина Гомпа.

Пещера Мачиг Лабдрон.

Дверь закрыта, судя по хадаку на ручке, пещера занята практикующими, а судя по его цвету, занята она еще до того, как проводили последний ремонт.

Кирти Гомпа, Гелуг. На высоте тибетских изысков, если так можно выразиться про интерьер и экстерьер увиденных в Амдо буддийских храмов.

Неожиданно было увидеть над главной фигурой расписную полусферу в духе христианских и католических храмов.

Сделано недавно, но узнать об этом можно только от кого-то… опять же к вопросу застывшего времени в совершенном каноне.

На лавочке во внутреннем дворе монастыря.

Чистое место.

Вид на Сер Гомпу.

Защитники, по всей видимости, на ближайшей к монастырю высоте.

Размер имеет значение.

Взгляд изнутри.

Бонский монастырь.

Таранатха. Сер Гомпа.

2017-06-08